В созданную искусственным интеллектом версию классической компьютерной игры Doom можно нормально играть, несмотря на отсутствие компьютерного кода или графики. Исследователи, стоящие за проектом, говорят, что подобные модели искусственного интеллекта могут быть использованы в будущем для создания игр с нуля так же, как нейросети создают текст и изображения сегодня. Модель, которая называется GameNGen, была разработана Дани Валевски из Google Research и его коллегами, которые отказались говорить с New Scientist. Согласно их релизу об исследовании с ИИ можно играть до 20 секунд, сохраняя при этом все функции оригинала, такие как очки, уровни боеприпасов и расположение карт. Игроки могут атаковать врагов, открывать двери и взаимодействовать с окружающей средой как обычно. По истечении этого срока у модели начинает заканчиваться память и иллюзия разваливается.
Оригинальный Doom был выпущен в 1993 году и с тех пор стал популярным прообразом для проектов в области компьютерных наук. Но во всех этих случаях аппаратное обеспечение просто выполняет код оригинальной игры. То, что делает GameNGen, принципиально отличается: тип искусственного интеллекта, называемый нейронной сетью, научился путем наблюдений воссоздавать игру, не видя ее кода. Сначала исследователи создали модель искусственного интеллекта, которая научилась взаимодействовать с Doom так, как это делал бы человек. Затем этой модели было поручено играть в игру снова и снова, в то время как вторая модель ИИ, основанная на генераторе изображений Stable Diffusion, фиксирует, как сотни миллионов вводов приводят к изменениям в состоянии игры.
Эта вторая модель, по сути, стала копией игры, со всеми знаниями, правилами и инструкциями из оригинального кода, закодированными в таинственной сети искусственных нейронов в ее собственной архитектуре. В тестах игроки-люди лишь немногим лучше, чем случайность, отличали короткие клипы игры от клипов симуляции ИИ.
Создатели GameNGen утверждают в своей статье, что это доказательство будущей концепции игр, создаваемых нейронной сетью, а не строками кода. Они предполагают, что в будущем игры смогут создавать на основе текстовых описаний или концепт-артов, что сделает производство менее дорогостоящим, чем использование программистов-людей. Андрей Рогойский из Университета Суррея, Великобритания, говорит, что идея создания нейронной сети для симуляции игровой среды и взаимодействия человека с ней является интересным шагом вперед, но не тем, который заменит людей-геймдизайнеров. «Я не думаю, что это конец игровых студий. Я думаю, что у игровых студий есть воображение, навыки, чтобы на самом деле создавать новые миры, понимать геймплей, понимать вовлеченность, понимать, как втянуть нас в историю. Дело не только в гайках и болтах, битах и байтах», – говорит он. «Есть что-то очень человеческое в создании увлекательных впечатлений, которыми мы, как человеческие существа, наслаждаемся, и которые в настоящее время и в обозримом будущем будут в значительной степени исходить от других людей».