В 2019 году, в возрасте 97 лет, доктор Джон Б. Гуденаф стал самым пожилым человеком, удостоенным Нобелевской премии. Гуденаф получил премию по химии за изобретение литий-ионного (Li-ion) аккумулятора, ставшего прорывом 1980 года, который позволил экспериментальной и опасной химии литиевых батарей покинуть лабораторию, превратившись в новый тип аккумуляторов. Гуденаф разделил приз с М. Стэнли Уиттингемом и Акирой Йошино, которые оба развили работу Гуденафа по коммерциализации технологии литий-ионных аккумуляторов.
Преодоление трудностей детства
Джон Б. Гуденаф родился в американской семье в Йене, Германия, 25 июля 1922 года. Его отец учился в Англии, а когда он родился, семья проводила лето в Германии. С помощью преподавателя английской грамматики молодой Гуденаф преодолел недиагностированный случай дислексии, в конечном итоге поднявшись на вершину своего класса всего за несколько лет.
В Йельский университет в 1940 году Гуденаф поступил без четкой цели или карьерных амбиций. Он изучал медицину, математика, физика и естественные науки также привлекали его, так как эти области казались тогда популярными и могли стать хорошей базой для аспирантуры. Когда США были втянуты во Вторую мировую войну, он почувствовал обязанность служить своей стране, хотя, как он говорил, у него «не хватало духу играть героя на войне». Профессор математики Эгберт Майлз убедил Гуденафа записаться на курс метеорологии в Воздушном ядре армии США, не прерывая учебы. Таким образом он продолжил учебу и был призван на действительную службу в 1943 году, когда ему не хватило одного курса до окончания учебы. Он окончил Йельский университет с отличием со степенью бакалавра искусств в области математики. После войны Гуденаф поступил в аспирантуру, еще будучи офицером армии. Несмотря на то, что ему говорили, что он слишком стар, чтобы стать физиком и сделать какие-либо значительные открытия, он выбрал в качестве своей аспирантуры именно физику.
Новаторские работы в области памяти, возобновляемых источников энергии и магнетизма
После службы в Воздушном корпусе армии США Гуденаф начал карьеру в академической сфере. Его постдокторская работа привела его в MIT Lincoln Labs, где он был назначен на проект по разработке оперативной памяти (ОЗУ) от концепции до пригодной для использования технологии. Работа его команды привела к разработке оперативной памяти с магнитным сердечником.
Более поздние работы в области материаловедения способствовали открытию высокотемпературных сверхпроводников, росту кристаллов кремния (что способствовало раннему развитию полупроводников) и возобновляемым источникам энергии, включая химию фотоэлектрических элементов. Гуденаф также выполнил новаторскую работу по современной теории магнетизма, что привело к разработке правил Гуденафа-Канамори. Эти правила важны для современных исследований в области магнетизма и имеют практическое применение в телекоммуникациях.
Прорыв в области литий-ионных аккумуляторов
После работы в MIT Lincoln Labs Гуденаф переехал в Оксфордский университет, где начал свои исследования, которые привели к прорыву в области литий-ионных аккумуляторов. Он приступил к четырехлетнему исследовательскому проекту, в рамках которого был создан катод из слоев лития и оксида кобальта. Структура содержала карманы для ионов лития, что привело к стабильной конструкции батареи с более высоким напряжением, чем это было возможно ранее. Было показано, что литий-ионные батареи, построенные с использованием катода Гуденафа, обеспечивают в два-три раза больше энергии, чем любое другое решение для аккумуляторов, доступное в то время. Однако технология Гуденафа не была принята сразу. Оксфорд отказался запатентовать открытие, и Гуденаф передал права британской организации по исследованию атомной энергии. Лауреат Нобелевской премии, доктор Йошино, в конце 1980-х годов добился дальнейших усовершенствований, которые привели к созданию первого коммерческого литий-ионного аккумулятора в 1991 году. Доктор Гуденаф покинул Оксфорд и провел последние 37 лет своей карьеры в Техасском университете. В возрасте 98 лет он все еще искал очередной прорыв в технологии аккумуляторов. Он скончался за месяц до своего 101-го дня рождения, 25 июня 2023 года.
Значение литий-ионного аккумулятора сегодня
Большая часть современного мобильного мира – от Bluetooth-гарнитур до автомобилей – зависит от скромных аккумуляторных элементо,. Аккумуляторы для этих устройств должны обладать высокой плотностью энергии, быстро и безопасно заряжаться и разряжаться в течение многих лет и циклов. В 1980-х годах распространенные технологии аккумуляторных батарей включали свинцово-кислотные для больших емкостей и никель-кадмиевые для портативных устройств. В то время как оба они были достаточны для нужд того времени, они были удручающе несовершенны для современной мобильной электроники и электромобилей. Литий-ионные аккумуляторные батареи стали широко использоваться в коммерческих целях в 1990-х годах, как раз в то время, когда зарождался рынок портативных устройств. С тех пор индустрии литий-ионных аккумуляторов и мобильных устройств росли с поразительной скоростью.
Класс литий-ионных батарей был назван одним из величайших изобретений в истории человечества, и основные принципы этой технологии можно проследить до открытий и изобретений доктора Джона Б. Гуденафа.
Робот-голубь раскрыл секрет полета птиц без вертикального хвостового оперения
Летающий робот, вдохновленный голубями, пролил свет на загадку того, как птицы способны летать без вертикальных хвостовых оперений, которые используются в конструкциях большинства современных самолетов. Создатели робота утверждают, что этот прототип может способствовать разработке пассажирских самолетов с уменьшенным сопротивлением воздуха, что, в свою очередь, сократит потребление топлива. 21.11.2024 121 0 0Выручка Nvidia увеличилась на 94%
Nvidia зафиксировала чистую прибыль в размере $19,3 млрд, при этом продажи выросли на 94% по сравнению с прошлым годом и достигли $35,1 млрд за квартал, завершившийся в октябре. 21.11.2024 124 0 0Снимки SpaceX демонстрируют непревзойдённую мощь двигателей Raptor ракеты Starship
SpaceX поделилась несколькими захватывающими изображениями, демонстрирующими работу 33 двигателей Raptor на ракете-носителе Super Heavy, поднимающей корабль Starship в небо во время шестого испытательного полёта. 21.11.2024 124 0 0«Росэлектроника» в пилотном режиме запустит производство гибридных трекеров ГЛОНАСС
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех запускает пилотный проект по организации производства гибридных трекеров ГЛОНАСС. Соответствующее соглашение подписали директор по новым проектам и внешней кооперации входящего в холдинг Калужского электромеханического завода Денис Трошкин и генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич в ходе XVIII Международного форума «Транспорт России» на стенде Минтранса РФ. 21.11.2024 123 0 0