ЖУРНАЛ СТА №4/2023

бильности. «Летучий» ховербайк, или, как его уже окрестили после презен- тации, «футуристический летающий мотоцикл», изготавливают из высоко- прочного углеродного волокна, исполь- зуемого в авиации и космической от- расли; реализованная модель имеет вес 288 кг. Байк оснащён четырёхтактным бензиновым «гоночным» двигателем Kawasaki с турбонаддувом мощностью 230 л. с., 4 боковых вентилятора с элек- троприводом обеспечивают управление транспортным средством в полёте. На рис. 1 представленвнешнийвид Xturismo Hoverbike (залив Яс в Абу-Даби. Автор фото: Виктор Беса / The National [3]). Можно самостоятельно изучить ви- део эксплуатации ховербайка в [2] и [3]. От арабских шейхов после презентации поступило несколько сотен заказов; ле- тучий мотоцикл предполагают исполь- зовать в отдалённых районах для обес- печения нефтегазовой добычи, достав- ки экстренной помощи людям и малых, а также срочных грузов для строитель- ства и почтовых служб. Предполагаю, что примерно через 100 лет в нашей стране тоже можно будет совершить «рывок» с результатом конвейерного из- готовления подобных транспортных средств для сотрудников не только по- чты, но и правительственных курье- ров – фельдъегерей, а также служб спец- почты, перемещающейся сегодня на обычных автомобилях. В части сказан- ного ховербайк может быть интересен отечественным разработчикам совре- менной электроники конструктивно и нетипичным решением технической мысли: 4 мощных «вентилятора» с вер- тикальным нагнетанием воздуха обес- печивают значительную воздушнуюпо- душку, что и является главным принци- пом подъёма такого «ковра-самолёта» над землёй и скоростного перемещения в горизонтальной плоскости. Важно и то, что Xturismo Hoverbike может экс- плуатироваться совместно с беспилот- никами различного назначения [2]. Чуть раньше мультикоптер Mavic 2, один из высокотехнологичных беспи- лотников, был отправлен сквозь дым и пламя на поиск людей, находящихся в опасности, после того, как в мае 2020 го- да случилось возгорание в городеШард- жи. А вскоре там же было создано от- дельное подразделение беспилотников с начальником в звании капитана. БПЛА Matrice M300RTK с 2020 года уча- ствовали в нескольких десятках поли- цейских операций. В основном их рабо- та касается патрулирования террито- рии с видеосъёмкой в режиме реально- го времени. При обнаружении автомо- биля, подозреваемого или терпящего бедствие человека электронный микро- контроллер БПЛА отправляет координа- ты оператору в мобильный оператив- ный пункт; основная цель подобных электронных патрульных в обеспече- нии операторов экстренной службы по- током непрерывной информации о си- туации [2]. По публикациям иностран- ной прессы мы знаем, что те же поли- цейские мультикоптеры применяют при решении сопутствующих задач; так была оказана помощь наземным брига- дам пожарных при локализации круп- ного возгорания в 190-метровой 48-этаж- ной башне Abbco Tower в Шардже. Новости и тенденции рынка электромобилей С 1910 года, когда состоялось первое испытание электромобиля Эдисона на аккумуляторных батареях (рис. 2), про- шло более века. Теперь уже никто не спорит, что каж- дый второй электромобиль в мире про- дан в КНР, где зафиксирован рост этого сегмента рынка на 65%, до 10,2 млн штук. Да и в мире каждое десятое про- данное средство передвижения с мото- ром – электромобиль. Чего ждать на рынке электромобилей в ближайшие го- ды? В 2018 году было продано 2 млн элек- тромобилей, причём доля продаж на территории КНР составила 60%. 2019 год для промышленности КНР ознамено- вался не только ростом экспорта элек- тромобилей до $25,7 млрд в первой по- ловине года относительно тех же вре- менны́х рамок года 2018-го, но и пер- вым падением рынка в истории, слу- чившимся в июле, и связываемым с развитием пандемии COVID-19. В 2020-м зафиксирован рост продаж на 39%, до 3,1 млн единиц, – мировой рынок электромобилей вырос на 43%, до 3,24 млн штук. В 2021 году количество электромобилей на мировых дорогах увеличилось настолько, что они обогна- ли смартфоны в популярности спроса. В том же году впервые продано больше электрокаров, чем гибридных электро- мобилей с ДВС. В 2023 году, в основном за счёт рынков Индокитая, Европы и США, продажи электромобилей в мире удвоились и достигли 6,75 млн штук. По обоснованному прогнозу к 2025 году 47% всех автобусов в мире будут электриче- скими. На рис. 3 представлена диаграм- ма развития отрасли в проекции анали- за роста сегмента рынка до 2030 года. Рынок, несомненно, ждёт продолже- ние тенденции роста. Обоснование экс- пертного мнения всё то же, что было и 5 лет назад: людей привлекает экологи- чески чистый вид транспорта и посте- пенное снижение стоимости электрока- ров за счёт усовершенствования техно- логий, в том числе обеспечения безопас- ной системы накопления (хранения) энергии в АКБ, уменьшения стоимости сервисного обслуживания и обеспече- ОБ ЗОРЫ СТА 4/2023 19 www.cta.ru Млн шт. 0 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 10 20 30 40 50 60 70 80 90 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Электрокары Гибридные автомобили По состоянию на январь 2023 года, аналитика Canalys Рис. 2. Внешний вид электромобиля Эдисона на аккумуляторных батареях, 1910 г. Рис. 3. Диаграмма развития отрасли производства электромобилей до 2030 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy