ЖУРНАЛ СТА №4/2023

ния большой дальности поездки до сле- дующей зарядки. Разумеется, парал- лельно с этим активно развивается сеть электрических зарядных станций на конкретных территориях. Не очень ра- дужно в этой связи выглядит рынок сбы- та электрокаров в России, даже после на- шумевших анонсов, что компания рас- сматривается как один из возможных поставщиков для производства электро- мобилей на бывшем заводе Renault в Москве, где крайне малыми партиями выпускают электромобили под брендом «Москвич». Но мы можем хотя бы пора- доваться за остальной мир в этой части развития технологий современной элек- троники и продаж [9]. Крупнейшие по рыночной капитали- зации разработчики, производители и поставщики электромобилей сегодня – фирмыи концерны: Arrival, LucidMotors, Nikola Motor Company, Proterra, Rivian, Tesla, XpengMotors, BYD, NIOи др. [9]. Они расширили модельный ряд в 2022 году. Более 94 брендов предлагают свыше 300 электрических моделей по цене от 5000 до 90 000 USD. Как говорится – на любой вкус и кошелёк. Эксперты, настроенные критичес- ки, в отчёте, опубликованном 9 марта 2023 года, утверждают, что мировой ры- нок электромобилей ждёт трансформа- ция, обусловленная геополитической и макроэкономической обстановкой, в том числе в связи с вынужденной по- терей рынка в России [6]. Из аргументов приводят такие неоднозначные, как скачок цен на электроэнергию в Евро- пе, и то, что Великобритания, Швейца- рия и Австралия вводят налогообло- жение электромобилей. Кроме того, в КНР с началом 2023 года прекратили «стимулирующее» субсидирование при приобретении электрокаров. Подроб- нее с состоянием рынка электромоби- лей можно познакомиться в [7], [9]. Интересный автопарк у компании Bayanat, занимающейся геопростран- ственными данными и аналитикой с ИИ, состоит из 28 электрических и гиб- ридных автомобилей. На острове Яс (вблизи Абу-Даби) организованы 9 стоя- нок такси «без водителя», а система аренды электрокара работает по из- вестному принципу каршеринга элек- тросамокатов, развитого во всем мире: для того чтобы воспользоваться транс- портом, необходимо только активиро- ванное на смартфоне приложение ком- пании TXAI, доступное в Apple Store и Google Play, и необходимая сумма денег на виртуальном счёте, к которому при- вязан смартфон пользователя. Протя- жённость тестовой трассы составила 20 километров, притом что в тестовый период денег с желающих прокатиться не взимали, а максимальную скорость такси ограничили 90 км/ч. Поставщик технологий автономного вождения WeRide запустила первую в КНР служ- бу роботизированного такси в 2019 го- ду в Гуанчжоу. На рис. 4 представлено беспилотное такси от TXAI. Это первый в мире стартап, получив- ший разрешение на испытания беспи- лотных автомобилей в Китае и США. В последующие годы компания предо- ставила TXAI комплексные программ- ные и аппаратные решения, а также операционные системы и системы мо- ниторинга. А на острове Саадият недав- но запустили не только беспилотные автомобили, но и трамвай под брендом TXAI по короткому маршруту [1]. Особенности общественного электротранспорта Опыт городов, сохранивших электро- транспорт, свидетельствует о том, что наличие существующей инфраструкту- ры троллейбуса и трамвая делает не- выгодным отказ от неё в пользу авто- бусов и маршруток. Российские мега- полисы уже несколько лет комплек- туются троллейбусами-электробусами с динамической подзарядкой, что поз- волит и в перспективе использовать су- ществующую сеть общественного элек- тротранспорта более гибко и расши- ренно в плане географии. Для примера из истории обратите внимание, как ис- пользовались сочленённые троллейбу- сы в 1986 году. Такая система управле- ния (рис. 5), сцепки и электропитания (вторая машина является тяговой) на- зывается системой Веклича. Согласно исторической справке, пер- вый в мировой практике троллейбус- ный поезд создан в киевском депо № 2 с использованием двух троллейбусов марки МТБ-82/82Д, соединённых по си- стеме Владимира Веклича. Пробная эксплуатация началась в июне 1966 го- да на маршруте № 6 города Киева, а продолжалась такая практика более 40 лет. За это время «сочленённые по- езда» МТБ получили широкое распро- странение. Способ управления подвижным со- ставом, при котором в «поезд» сцеп- ляется несколько локомотивов или мо- торных вагонов, а управление тяговы- ми двигателями ведётся с одного поста управления и одной локомотивной бригадой, является частным случаем кратной тяги. Она применяется на электровозах, тепловозах, моторвагон- ном подвижном составе, трамваях и троллейбусах. Известны случаи ис- пользования по системе многих еди- ниц грузовых автомобилей и тракто- ров при перевозке тяжеловесных гру- зов, а также автобусов, но они единич- ны. Советская транспортная экзотика СТА 4/2023 20 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Рис. 4. Вид беспилотного такси фирмы TXAI Рис. 5. Сочленённые троллейбусы с управлением по системе Веклича, Киев, 1986 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy