ЖУРНАЛ СТА №4/2023

менного. Во Франции используют внут- ригородские поезда TVR с питанием от двух штанг (как у троллейбуса); их осо- бенностью является не столько систе- ма электроснабжения, сколько пнев- матический привод. При подъезде к остановке такой гибридный «трамвай» может отклоняться от железнодорож- ного пути, что в российских условиях позволит решать проблему быстрой очистки от снега направляющего рель- са или рельсов в зимний период. Пнев- мотрам – трамвай на шинах, как вид рельсового транспорта гибридного ти- па, также представляет «идейный» и опытный интерес, поскольку так или иначе трансформированный европей- ский опыт касается отечественного производства силовых агрегатов и си- стем транспортировки. Не лишены мы и возможностей разработки автобусов с электропитанием (такие перспекти- вы обозначены выше), с металличе- скими контактными направляющими монорельса и транслора [7]. Условно новой возможностью совме- щения двух электрифицированных ти- пов пассажирских перевозок – трамвая и метро – является адаптация трамвай- ных вагонов для тоннелей метро, рас- считанных на традиционный (метро) подвижной состав моторных вагонов. Более того, есть возможность относи- тельно бюджетной (недорогой) адапта- ции питания от контактного провода при наличии третьего рельса. Такая схе- ма давно и успешно действует в столице Норвегии Осло и считается перспектив- ной. Это позволяет составам из несколь- ких трамвайных вагонов (лёгкий трам- вай) «спускаться» в тоннели метро, и на- оборот, использовать адаптированный подвижной состав метро или иначе – пригородного трамвая, в том числе и на пригородных железнодорожных ли- ниях. Разумеется, всё это с введением должного уровня контроля и диспетче- ризации. Называют возможности «об- легчённого» подвижного состава по-раз- ному: преметро, лёгкое метро, метро- трам. Поскольку движение в городской черте осуществляется с переходом от од- ной системы электропитания и базы рельсовой основы к другой, преимуще- ства рассматриваемой модели, особен- но при небольших пассажиропотоках, очевидны. Условно бо́льшая скорость, менее жёсткие требования к путевому хозяйству, унификация подвижного со- става. Если говорить о возможных уси- лиях разработчиков в создании нового (комбинированного) вида транспорт- ных средств, необходимо обращать вни- мание на следующие условия и воз- можные преимущества: ● наличие в поезде двух одинаковых независимых кабин управления; ● бо́льшие по сравнении с городской трамвайной сетью возможности ис- пользования напряжения контакт- ных сетей; ● бо́льшая по сравнению с вагонами классического городского трамвая вместимость; ● наличие специальных остановок на более длинных дистанциях пути (в ближайшем пригороде), чем у городского трамвая; ● изменение тормозных систем на ма- нер пригородных железнодорожных составов (электричек); ● отличия (от городского транспорта и поездов) контроля пассажиропотока на входе и выходе. Чтобы в реалиях соответствовать вызовам времени со стороны разработ- чиков силовых электрических систем СТА 4/2023 23 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy