ЖУРНАЛ СТА №4/2023

В начале была кнопка, а с кнопкой были лампочки и выключатели. Потом появились устройства, впоследствии ставшие электронными панелями, и появились интегральные схемы. По- явились персональные компьютеры и программное обеспечение, а появление Интернета проложило путь к тому, что информация распространялась везде и повсюду. Так начиналось современное развитие взаимодействия человека и машины, а с этим и такое понятие, как человеко-машинный интерфейс, или просто ЧМИ. Человеко-машинный интерфейс, по- мимо интеграции технологий, может генерировать получаемую информа- цию от датчиков, периферийных уст- ройств, интерфейсов распознавания и других устройств. Это, в свою очередь, позволяет улучшать взаимодействие с оператором, его опыт как пользовате- ля, а также повысить сложность взаи- модействия и производительность. Так, в наши дни ЧМИ ограничивается не единичным взаимодействием (один оператор – одна машина), а охватывает задачи по управлению сложными си- стемами или целыми заводами. Мировой рынок человеко-машинных интерфейсов (ЧМИ) в 2021 году оцени- вался в 4,34 млрд долларов США и, как ожидается, к 2029 году увеличится в два раза, достигнув отметки 8,10 млрд дол- ларов США, что означает среднегодо- вой темп роста в 8–9% в течение про- гнозируемого периода. Неотъемлемой частью ЧМИ и его значительной долей являются средства визуализации или же панели оператора. А значит, и их развитие в текущем десятилетии будет идти аналогичными темпами. Одно из исследований непосред- ственно рынка панелей оператора, про- ведённое ARC Advisory Group, показы- вает, что одной из основных движущих сил развития этого рынка является внедрение концепции Интернета ве- щей (IoT), за счёт чего панели операто- ра могут обеспечивать расширенные функциональные возможности, такие как удалённое управление и обслужи- вание, прямое подключение к цент- ральным диспетчерским и серверам или локальным узлам, взаимодейст- вие с облачными сервисами, програм- мирование, проектирование и т.д. Так, большинство производителей ЧМИ, а с ними и панелей оператора, уже предлагают устройства, готовые к при- менению в условиях развивающейся концепции Индустрии 4.0. Ведущие компании в своём развитии, как пра- вило, полагаются не только на свои раз- работки и техническую базу, но и на технологические тенденции, популяр- ные в мире, за счёт чего они и остаются лидерами. Рост российского рынка панелей опе- ратора не отставал от мирового, но этот рост в основном был обусловлен при- сутствием иностранных производите- лей, уход которых значительно по- влиял на его дальнейшее развитие. Не- смотря на призывы к импортозамеще- нию, в России так и не сформировался рынок панелей оператора, наполнен- ный отечественными разработками, способными полностью закрыть по- требности заказчиков и при этом отве- чать современным технологическим стандартам и соответствовать концеп- ции Индустрии 4.0. При этом в России есть производители как оборудования Weintek – создание инновационных продуктов благодаря совершенству В статье рассматриваются требования к современным устройствам человеко- машинного интерфейса, существенно возросшие благодаря бурному внедрению концепции IoT в производство. На примере изделий компании Weintek показано, как в современных условиях можно качественно создавать ЧМИ. ОБЗОРЫ СТА 4/2023 26 www.cta.ru Андрей Краснов Рис. 1. Панели оператора Weintek

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy