ЖУРНАЛ СТА №4/2023

связь объектов с другими областями экспозиции, интерактивные возмож- ности позволят изучать детали объ- ектов и принимать участие в виктори- нах и играх. Для усиления впечатлений от посещения музея будет применяться система с элементами компьютерных игр и виртуальной реальности. Выдача посетителям индивидуальных уст- ройств идентификации позволит улуч- шить взаимодействие с экспонатами и получить обратную связь. В целом, мультимедийные технологии значи- тельно расширят возможности музей- ной деятельности, включая хранение информации, обучение, исследования и документооборот, и позволят сделать посещение музея более интересным и запоминающимся. Использование мультимедиа может помочь создать электронный каталог выставки с акту- альной информацией, содержащий полное описание и изображения каж- дого экспоната, а поисковая система об- легчит навигацию. Такой электронный каталог позволит быстро находить объ- екты выставки с учётом интересов по- сетителей и преследуемых целей. Пред- ставим себе, что объекты могут быть в трёхмерном виртуальном пространстве (рис. 2), управляемом посетителем с по- мощью цифровых органов управления. Это также даст возможность увидеть объекты на реставрации или закрытые разделы выставки. Такие технологии идеально подойдут для популяризации музеев и выставок за их стенами. Элек- тронные материалы могут быть легко распространены через Интернет, ис- пользованы в обучающих программах или показаны в выездных экспозициях, чтобы быть представленными в разных уголках мира. Выставочно-музейные системы будут простыми и понятными, не требуя от посетителей специальных знаний и навыков [5]. Всё это поможет посетителям иссле- довать выставку в своём темпе и в лю- бое время, делая посещение более при- ятным и эффективным для всех воз- растных групп. Использование муль- тимедиа позволит сделать экспозицию более доступной и интерактивной, что привлечёт внимание молодежи, при- выкшей к обилию информации и же- лающей новых впечатлений. Это также поможет пробудить интерес к науке, искусству и истории, делая музеи более доступными для всех. Часть из того, что описано выше, внедряется уже сегодня. Предлагаю рассмотреть основные виды применяемого в музеях оборудования. Виды мультимедийного оборудования для музейно-выставочного комплекса Среди самых распространённых ви- дов оборудования для музеев – первыми будут аудиогиды и аудиосистемы, поз- воляющие посетителям получать пер- сональную информацию о достопри- мечательностях, не мешая при этом дру- гим гостям (рис. 3). Также используются мобильные приложения, устанавливае- мые на смартфоны посетителей. Использование подсветки и звуковых эффектов позволяет создавать эмоцио- нальный фон, узконаправленные звуко- вые колонки помогают сосредоточить внимание на конкретных объектах, а зо- нирование помещения помогает струк- турировать экспозицию (рис. 4). Пра- вильно подобранное мультимедиа при- влекает всё больше посетителей в музеи, ведь теперь они могут не только на- слаждаться искусством, но и погружать- ся в события ушедших веков, используя современные технологии [6]. В некоторых музеях также активно ис- пользуются автоматизированные ин- формационные системы (АИС). Такая система создана для упрощения труда музейных специалистов и реализует основные функции музея: это и создание базы данных, и учёт музейных предме- тов, и документооборот, и поиск инфор- мации. На российском рынке суще- ствуют типовые проектные решения для музейных АИС, которые можно адапти- ровать под конкретные задачи: АИС-Му- зей, КАМИС и НИКА-Музей [7]. ОБ ЗОРЫ СТА 4/2023 57 www.cta.ru Рис. 2. Музеи в будущем Рис. 3. Аудиогиды Рис. 4. Зонирование помещения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy