ЖУРНАЛ СТА №4/2023

на прежних RPA-решений (Robotic process automation – технологии, соче- тающие использование программных роботов и машинный интеллект) с оп- тимизацией под требуемую инфра- структуру. Если изначально среди по- требителей программных роботов чис- лились предприятия банковской сфе- ры, теперь роботизацией активно за- нимаются крупные промышленные холдинги, нефтеперерабатывающие компании, военная промышленность и структуры государственного сектора управления – все они вовлечены в ро- ботизацию процессов. Один из приме- ров – платформа Robin RPA, масштаби- руемая внутри организаций и холдин- гов, поддерживающая кластеры и мас- совое развёртывание роботизации про- изводства. Robin RPA характеризуется условно двумя режимами разработки роботов: No-Code и Low-code. Уникаль- ный No-Code позволяет создавать эле- менты, модули и в целом электронных роботов из «конструкторов», без си- стемного программирования, а потому такая система доступна, легко адапти- руется на производстве и перспектив- на для отечественных специалистов- разработчиков в области автоматиза- ции [3]. Сия модульная система устой- чива, так как модули можно заменять, а их производство осуществлять на тер- ритории России, что даёт дополни- тельную экономическую и техниче- скую безопасность. То же касается ин- струментальных и программных при- ложений на любом языке программи- рования – Java, Python или NET Framework с библиотеками приложе- ний. Так создаётся «цифровой сотруд- ник» – программный робот, решающий многие задачи не хуже человека, не подверженный при этом пресловутому «человеческому фактору». В рейтинге российских платформ CNews роботиза- ция при помощи ROBIN RPA выигрыва- ет премию Global CIO – развивающееся направление c облачной фабрикой про- граммных роботов по автоматизации процессов для «РЖД-Технологии» [4]. С замещением деятельности челове- ка-сотрудника роботом в сфере логиче- ско-производственных задач откры- лись перспективы организованного электронного документооборота. Нали- цо не робот как таковой с типичными представлениями о нём – металличе- ский каркас, человекоподобная голова, «стреляющая» яркими световыми вспышками – индикаторами решений ИИ… По сути, робот – это «ящик» с элек- тронной начинкой, умеющий обраба- тывать большие массивы данных по заданной программе, и этим зачастую заменяющий целый отдел из 10–20 со- трудников, с той разницей, что робот не ошибается и не отвлекается на пе- рекур и кофе-брейк. Именно тот «со- став» попытки «взятия власти» само- обучаемой электронной системой, про- тив которого поднялась волна (Илон Маск и др.) аргументированного проте- ста, чтобы искусственный интеллект (ИИ) не подчинил себе все сферы жиз- ни бесконтрольно для человека. Но по- ка до этого не дошло, мы можем диску- тировать и вырабатывать новые реше- ния, анализировать уже существую- щие. Если говорить о рынке роботизи- рованной автоматизации процессов в целом, то все вендоры (в разных стра- нах) в 2021–2022 гг. показали рост уве- ренными темпами. В среднем сегмент RPA прибавляет в качестве инноваций и развитии по 40% в год [4]. Рисковый фактор в том, что пусть RPA универсальная и в принципе при- влекательная для разработчиков тех- нология, однако в этой связи надо по- нимать и опыт, и перспективу: как с любым делом с претензией на иннова- цию, ИИ и роботы обывателям кажутся выгодными, и вложения в отрасль уже напоминают «звёздный дождь» инве- сторов. Но выигрывают всегда только первые. Правильные предсказания на основе «умной» аналитики, всё то, что приписывают, к примеру, ChatGPT, на- поминают «магов» на скачках. Допу- стим, условно, что аналитика и воз- можности роботов будут доступны. Ин- струмент ИИ у многих будет только один, и результат будет – один на всех. Тогда, используя «секрет Полишинеля», люди захотят выиграть и поставят, го- воря аллегорией, на одну «призовую лошадь», и она придёт первой; без из- менений фонда условно выиграют все, но чуть-чуть. Вот здесь и «собака поры- лась»: перспективно использует воз- можности ИИ и соберёт дивиденды тот (или группа лиц, компаний), кто про- ведёт собственную аналитику на осно- ве данных робота-помощника с ИИ и поставит на перспективную, но не- известную «тёмную лошадку». Потому что робот с ИИ не ищет лазейки и ошибки, а всего лишь анализирует большой поток данных. Пока реально так. «Выключать» свои человеческие мозги, полагаясь только на робота, пра- во, ещё рано, до тех пор пока искус- ственный разум научится не только анализировать имеющиеся массивы, по которым самообучен, но ещё и тво- рить новое, не на основе старого, а именно инновации. Вот тогда дей- ствительно наступит другая интеллек- туальная эра, и опасность приблизится к людям. А пока – жить ещё можно... Особенности и тренды автоматизации современного производства Обращая внимание на сектор авто- матизации производства, необходимо отметить его особенности на примере действующих конвейерных линий. В ближайшие годы, когда время хол- дингов – производств «всего», от за- клёпки до локомотива, подошло к кон- цу, перед отечественной промышлен- ностью актуализируются несколько связанных между собой вызовов. ● Встраивание конкурентного произ- водства в глобальные цепочки поста- вок и развития рынка – без высоко- технологичных автоматизированных линий не обойтись. ● Уже определилась тенденция потреб- ности в персонализированной, «за- казной» продукции, собранной под потребителя – от цвета до формы и функциональности. Для этого нужно мелкосерийное адаптированное и бы- стро настраиваемое производство: об- ратим внимание на китайскую про- мышленность – она работает именно по такому принципу и снабжает… весь мир. Один и тот же небольшой завод относительно быстро может из- менить ассортимент – от кастрюли до условно танкового прицела ночного видения. И это совсем не аналог условной ручной сборки автомобилей в Швеции (Volvo) и Финляндии (Sisu) во второй половине ХХ века. ● Ещё один тренд – оптимизация и со- кращение сотрудников при нехват- ке квалифицированного персонала. В психологическом плане современ- ный человек всё больше желает бли- стать и влиять, он уже был рабом потребления, а теперь его интересу- ет не столько гедонизм общества, сколько культура особо ориентиро- ванного потребления, консюмеризм. Пока большие неповоротливые про- изводства перестраиваются, малые предприятия с автоматизированны- ми линиями завоюют свою рыноч- ную нишу. Сотрудникам захочется проявить элементы компартмента- лизации – повышать уровень обра- зования в соответствии со своими ОБ ЗОРЫ СТА 4/2023 71 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy