ЖУРНАЛ СТА №4/2023

отдохнуть” от трудов в саду под крона- ми “тенистых дерев”» с прохладитель- ным напитком в руках, и при этом, со- гласно Н.В. Гоголю («Мёртвые души»), граждане умилялись и струили «пото- ки слез в знак признательности [о за- боте] к господину градоначальнику». Широкие перспективы такие аппараты открывают во всём спектре напитков. Места под арендуемую площадь требу- ется мало, энергопотребление не более 60 Вт в активном режиме (как старая лампа накаливания), затраты на регла- ментные работы, в том числе по очист- ке, невелики – как и во всем вендинго- вом бизнесе, и могут быть совмещаемы со сменой расходных частей – непо- средственно заменой герметично за- крытых на заводе пивных кег или иной подобной тары. В современных бир- боксах можно продавать до четырёх сортов разных напитков. Таким обра- зом, речь идёт об отвечающем совре- менным требованиям и даже перспек- тивам торговом продукте (системе), который в принципе может «не прихо- дить» за зарплатой и не станет вы- яснять отношения с работодателем при обоснованном увольнении за грехи. Ос- новным критерием выбора покупателя жидкой продукции бирбокса является свежесть, высокий и отслеживаемый маркетингом стандарт качества напит- ка и сам процесс розлива в формате «здесь и сейчас». Спрос пользователей растёт. По открытой статистике за три года в России установлено более двух тысяч бирбоксов фирмы NPM Group, бóльшая часть – в Москве и др. мегапо- лисах. Таков показательный пример «малой автоматизации», которая так же пропорционально соотносится к типичной автоматизированной про- изводственной линии розлива, как малая авиация к большой авиации. Пионерами в продвижении в России являются FMCG-компании. Так, пиво- варенная компания, являющаяся частью международной корпорации Carlsberg Group, автоматизировала ра- боту 18 линий на территории России с помощьюWMS – усовершенствованной маркетинго-логистической цепи систе- мы LEAD. Внедрение электроннойWMS повысило скорость упаковки готовой продукции на 43% и позволило стаби- лизировать работу АЛР без техниче- ских ошибок. В описываемых примерах компании, работающие в России, реализуют не только проекты импортозамещения, а внедряют средства автоматизации и роботизации на основе современных российских разработок. В сложившей- ся ситуации, связанной с ограничения- ми по санкциям, стало затруднительно, почти невозможно получить готовые производственные линии из-за рубежа. Речь может идти только о поставках модулями с монтажом на месте, да и это стало затруднительным. Наиболее выигрышное положение (относитель- но) занимают компании со сложив- шимся пулом заказчиков и поставщи- ков оборудования с международными связями, основанными на вхождении в корпорацию или промышленную груп- пу привилегированных акционеров международного состава. К примеру, ПК «Балтика» с корпоративными зару- бежными связями условно имеет более выигрышное положение, чем пивова- ренный завод в Челябинске. Ещё одна актуальная проблема – поставка ЗИП, модулей и запчастей к производствен- ным линиям. Несмотря на всю пози- ционируемую разработчиками уни- версальность электронных и силовых модулей, полной унификации не суще- ствует и в этой области, иначе бы все производственные линии были бы по- хожи, как будто у них один «папа»-про- изводитель. Пример автоматизации производства на Новочеркасском электродном заводе Российская компания BFG Group Robo- tics специализируется на комплексной автоматизации производства разных масштабов [1]. АО «ЭПМ – Новочеркас- ский электродный завод», имеющий собственную инженерно-конструктор- скую площадку – один из крупных в России и в Восточной Европе произво- дителей графитированных электродов. Основные потребители продукции – сталелитейные производства, среди ко- торых Челябинский металлургический комбинат, «Красный Октябрь», Магни- тогорский металлургический комби- нат, Оскольский электрометаллургиче- ский завод. Экспортная продукция (до 40%) НЭЗ до введения санкций пользо- валась большим спросом за рубежом, в том числе у производителей стали на Ближнем Востоке, в Северной иЮжной Америке, Азии и Австралии. В 2023 году производство переориентировано в ос- новном на государственный заказ. Гра- фитированные электроды используют- ся в том числе в производстве стали: для подвода электроэнергии к стале- плавильным печам. Из-за высокой тер- мостойкости графита материал устой- чив в габаритных характеристиках при экстремальных температурах. При плавлении стали электроды расхо- дуются, а для их компенсации (длины) применяют конусообразные или ци- линдрические ниппели, ввинчиваю- щиеся с концов электродов и тем про- длевающие срок эксплуатации. Реали- зованный проект BFG Robotics способ- ствовал автоматизации производства графитовых ниппелей. Внешний вид автоматизированной линии представ- лен на рис. 10. Ранее действовавшая на НЭЗ автома- тизированная линия для производства ниппелей к электродам не удовлетворя- ла руководство компании по качеству и затратам на обслуживание, оставляла желать лучшего и её пылезащита. Ког- да недавно возросли требования к точ- ности нарезки резьбы ниппелей, стало понятно, что старая линия напоминает анахронизм эпохи. Вместо неё, следуя разумной политике развития на конку- рентном, в том числе международном, рынке НЭЗ нашли возможность зака- СТА 4/2023 76 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Рис. 10. Внешний вид автоматизированной линии НЭЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy