ЖУРНАЛ СТА №4/2023

зать проектные работы, создание на рос- сийской элементной базе и монтаж со- временной автоматизированной систе- мы, запущенной в 2022 году. На про- ектирование комплекса с нуля и на за- каз необходимого оборудования у раз- работчиков отечественной компании BFG Robotics ушло 4 месяца. Особенности внедрения робототехнического комплекса Не обойтись без автоматизации про- цесса и тогда, когда масса заготовки мо- жет достигать 400 кг, при этом её нужно установить в захват станка с точностью до 1 мм. Ни кран-балка, ни группа лю- дей быстро и точно установить деталь с таким весом не может. В ситуации для решения подобных задач выбирают или роботизированную систему, или систему портальную, стоимостью в пять раз дороже… и сложнее в эксплуа- тации и регламентном обслуживании. Автоматизированная линия подходит и там, где требуется работа с большим ас- сортиментом заготовок разного разме- ра; на НЭЗ это 31 типоразмер. Необхо- димо захватывать и малые, и условно большие заготовки. Автоматизирован- ная линия, смонтированная в НЭЗ, от- личается особенностями разработки: теперь с помощью инженерной мысли на производстве применяются два типа захвата с переналадкой не более 5 ми- нут. Переналадка всей линии-робота, станков, ленточной пилы для разделки больших заготовок на части, управле- ние двумя станками и системой изме- рения и дополнительного защищённо- го от агрессивной окружающей среды (графитовой пыли) оборудования не бо- лее 15 минут [1]. В процессе работы ав- томатизированной линии оцифрован- ная информация о состоянии каждой единицы оборудования и маркирован- ных деталях в режиме реального вре- мени передаётся на OPC-сервер завода. Технологические операции происходят в полностью автоматическом режиме: оператору нужно загрузить заготовки, выбрать на панели управления нуж- ный типоразмер и дождаться готового продукта. На производство каждой де- тали затрачивается 2–5 минут в зависи- мости от диаметра. Автоматизирован- ная загрузка исключает человеческий фактор, таким образом, уменьшаются риски травм и повышается безопас- ность производственного процесса. На последнем этапе данные измерений в цифровом виде зашиваются в штрих- код, этикетка с которым распечатыва- ется на принтере с липкой лентой. Пе- ред отправкой на конвейер оператор помещает этикетку на деталь. Функции единственного оператора сводятся к на- клеиванию этикеток и визуальному контролю ниппелей на отсутствие бра- ка. Эти процессы пока не автоматизи- рованы, однако нет пределов совер- шенству. В результатах также исключе- ние травмоопасного физического труда из-за относительно тяжёлых заготовок. Итак, в НЭЗ освоили автоматизирован- ную систему производственной линии под управлением и контролем только одного человека-оператора, тогда как старой линии требовалось 5 человек. Процесс производства достоверно опи- сан в [1]. Роботизированная линия по выпуску графитовых ниппелей на НЭЗ единственная в России. Аналогичную продукцию выпускают лишь несколько заводов в КНР и США. Выводы Автоматизированные линии на предприятиях и заводах в России дей- ствуют не первый год. Чтобы сохра- нить конкурентоспособность и повы- сить производительность производ- ства, расширить функционал без поте- ри качества и безопасности, необходи- мы разработки новых модулей автома- тизации, технологий, что приведёт к запуску нового оборудования взамен устаревшего. На примерах в статье мы показали, что это вполне возможно. Как показала практика, в сложное вре- мя санкционных ограничений вполне возможна результативная кооперация между разработчиками, заказчиками и монтажниками оборудования и авто- матизированных производственных линий с объединением всех состав- ляющих на территории России. Такой государственный подход поможет ре- шить насущные вопросы националь- ного суверенитета, экономической не- зависимости государства и промыш- ленности, параллельного импорта, за- мены комплектующих уже действую- щих АЛ зарубежного производства и в целом приведёт к созданию парал- лельной электронной индустрии с опережением зарубежного уровня. ● Литература 1. Автоматизированная производственная линия на Новочеркасском электродном за- воде // URL: https://www.tadviser.ru/a/606365. 2. Надёжность автоматизированных про- изводственных линий, выдержки, общие понятия, расчёты // URL: https://cyberpe- dia.su/4x50d1.html. 3. Облачная фабрика программных робо- тов (ОФР) для транспортно-логистичес- кой отрасли // URL: https://www.tadviser.ru/ a/707014. 4. Рейтинг RPA-платформ 2022 // URL: https:// www.cnews.ru/reviews/rpa_2022. СТА 4/2023 77 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Очередной дар центру знаний Активные члены Российской Санкт-Пе- тербургской секции ISA: Антохина Юлия Анатольевна, Оводенко Анатолий Аркадь- евич и Крячко Александр Федотович пре- поднесли в дар центру знаний ISA издан- ный в 2022 году учебник «Физико-техниче- ские основы таможенной и авиационной безопасности» (Физико-технические осно- вы таможенной и авиационной безопасно- сти: учебник / Ю.А. Антохина [и др.]. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. 333 с.). ● Новое исполнение ПЛК Fastwel I/O одобрено Российским морским регистром Российский морской регистр судоходства выдал обновлённое Свидетельство о типо- вом одобрении на контроллеры и модули Fastwel I/O, которое теперь распространяет- ся также и на новые исполнения изделий этой серии в корпусах от другого производи- теля. Документ имеет№ 23.44.01.05859.120 от 20.06.2023 и действует до 04.10.2024. Указанное Свидетельство удостоверяет, что на основании освидетельствования и проведённых испытаний программируемые логические контроллеры Fastwel I/O удовле- творяют требованиям Российского морского регистра судоходства и могут применяться для создания систем управ- ления и контроля на мор- ских судах, плавучих соору- жениях и стационарных платформах. ●

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy