ЖУРНАЛ СТА №2/2024

Важность климат-контроля Требования по нормам температуры (и допустимым отклонениям – девиа- ции) окружающего воздуха в электро- поездах (далее – ЭПЗД, «электрички») установлены Минздравом России, а не холдингом ОАО «РЖД» или аффилиро- ванных компаний, эксплуатирующих пассажирские перевозки в регионах. По нормам действующих Санитарных правил (СанПин) СП2.5.1198-03 отопле- ние должно быть обеспечено при тем- пературе воздуха ниже +10°С. Перед по- дачей состава на посадку температура воздуха в вагонах должна поддержи- ваться на уровне +20°С, а в пути следо- вания на уровне +22°С. Когда состав электропоезда следует из парка отстоя (на улице) в конечной точке маршрута, к примеру, рано утром (первый рейс), в пассажирском вагоне должна быть обеспечена температура +13 ±2°С. Заме- ры производятся на уровне 1,5 метра от пола вагона. То есть, допустим, диапа- зон +11…+15°С. Притом что по нормам для жилых помещений многоквартир- ного дома минимально допустимая температура, с обязательным замером в угловой комнате, не должна быть ме- нее +16°С, а условная норма в диапазо- не +18…+22°С. В холода температура комнат и кухни по нормативам при включённом отоплении должна быть не менее +18°C, в угловых комнатах температура должна быть не ниже +20°C. Ванная должна прогреваться до +25°C. Кстати, есть нормативы и по тем- пературе на лестничной клетке и в лифтах: +16 и +5°C соответственно. Воз- можны крайние случаи, когда откло- не-ния могут быть и в бо́льшую сторо- ну, но они допустимы не более чем на 4 градуса Цельсия. Для эксплуатации электропоездов в холодное время года учитывают, что пассажир заходит в вагон не в пижаме, а одетым по погоде. То есть при разра- ботке РЭА и регулировке термореле вы- бирают температуру, условно опти- мальную для человека в верхней одеж- де. Датчики температуры установлены не у пола и не под сидением, где за- креплены электропечи с ТЭНами, а в верхней части пассажирского вагона – у потолка. Эти обстоятельства также влияют на корректность метрологиче- ских измерений и управление нагре- вом воздуха. Подвижной состав модифицируется, а наиболее распространёнными в дей- ствующем парке ЭПЗД по сей день яв- ляются вагоны производства Октябрь- ского вагонного завода (ОРВРЗ) моделей 62-4162М и др. Согласно спецификации типичные моторвагоны модификации 4161М.07.00.000.Э3.4 и прицепные (не моторные) 4163М.07.00.000.Э3 выпуска- лись также на Тверском вагонном заво- де и др. Несмотря на то что разработка конструкции (до модификаций) мотор- ных и головных вагонов электричек Климат-контроль ЭПЗД: проблемы и решения Особенности силовых агрегатов, оборудования и РЭА в электропоездах (ЭПЗД) важны для специалистов отрасли и оказывают влияние на широкие слои потребителей (пассажиров). В статье затронуты актуальные и проблемные вопросы эксплуатации «старых» типов ЭПЗД, связанные с несовершенством и анахронизмом ранее разработанных датчиков и термореле, приведены примеры нового оборудования и РЭА в современных поездах повышенной комфортности, соответствующих запросам сего дня и вызовам времени дня завтрашнего. ОБЗОРЫ СТА 2/2024 10 www.cta.ru Жосс Бомон Рис. 1. Электропоезд СР-3 в Музее железных дорог на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy