ЖУРНАЛ СТА №2/2024

ципу. Когда значение окружающей температуры достигает предустанов- ленного регулятором электронным тер- мореле (ЭТР) «верхнего» предела, отоп- ление выключается, при падении значения температуры ЭТР включает отопление. Управление электропеча- ми, главным элементом которых яв- ляется трубчатый электрический на- греватель (ТЭН) – в условно старых, но ещё «бороздящих рельсы» электро- поездах типов ЭД4М, ЭП2Д, ЭТ2А(М), ЭР2Т, ЭТ2, ЭД2Т, ЭП2Д и ещё более ста- рых версий ЭР2, ЭР9 с модификация- ми – вплоть до «пионерской» разработ- ки электропоезда СР-3 и др., в вагонах моделей 62-4162М осуществлялось электрическими контакторами в элек- трической цепи управления со слабо- точными электромагнитными реле ти- па МКУ48С (и др.): посредством кон- тактной группы реле замыкалась или размыкалась электрическая цепь пи- тания мощных электропечей [2]. Причём в «старых» электропоез- дах ЭД4М, ЭП2Д, ЭТ2А(М), ЭР2Т, ЭТ2 (до «Ласточки») система отопления ор- ганизована принципиально иначе (электропечи без воды и пара), чем в пассажирских вагонах поездов дальне- го следования любого класса, где ко- тёл растопит проводник углём и под- держит температуру с использованием ТЭНов. О том, как организована система отопления в вагонах поездов дальнего следования, уместно прочитать в [5]. Подогрев воздуха в «старых» ЭПЗД осуществляется при помощи не элек- трических калориферов, а ТЭНов: внут- ри проволочные спирали, через них проходит электрический ток, происхо- дит нагрев стенки трубки – выделение тепла, так нагревается окружающий воздух. Тепло поднимается вверх по законам физики – в салон транспорт- ного средства, растёт температура к ра- дости (но не всегда) пассажиров. Реле температуры ЭПЗД ЭТР относится к «низковольтным ап- паратам» и служит для отключения электрического отопления при достиже- нии опасной температуры в вентиля- ционном канале в месте установки элек- тротенов калориферов. Сплав, из кото- рого изготовлен плавкий контакт, со- держит 33% свинца, 33,5% олова и 33,5% висмута. Сплав переходит в жидкое со- стояние при температуре +105…+125°С. При достижении данной температуры воздуха в вентиляционном канале ме- талл плавится, и соединённые им кон- тактные пластины под действием ли- стовых пружин размыкаются, разрывая электрическую цепь. Технические характеристики термо- датчика с чувствительным элемен- том – сплавом из лёгких металлов (термопара): ● температура срабатывания 105–125°С; ● разрывная мощность контактов 150 Вт при номинальном напряже- нии 50 В постоянного тока; ● зазор между не соединёнными спла- вом пластинами 4 мм. Отопительная система вагонов пора- жает своим анахронизмом. Разумеется, при таких технических характеристи- ках «старого датчика» температуры нельзя ожидать корректной метроло- гии и качественного климат-контроля в вагоне. Система отопления состоит из элек- трических печей ПЭТ-1УЗ, предназ- наченных для нагрева воздуха внут- ренних помещений электропоезда, и электрокалориферов – для подогре- ва наружного воздуха, поступающего - в пассажирское помещение. Элект- рические печи ПЭТ-1УЗ расположе- ны в заземлённых кожухах на полу пассажирского вагона под диванами (рис. 4). Каждая печь имеет четыре трубча- тых нагревательных элемента, внутри которых пропущены проволочные спи- рали. Для предотвращения смещения спиралей из-за вибрации трубки за- полнены кварцевым песком. Нагре- вательные элементы укреплены на изоляторах и соединены последова- тельно. В моторном вагоне установле- но 20 печей, в прицепном 20 печей, в головном (в пассажирском помеще- нии) – 15 печей. Электрокалориферы собраны из трубчатых нагревательных элементов ТЭН-78А мощностью 800 Вт каждый, рассчитанных на напряжение 220 В и закреплённых на фарфоровых изолято- рах, установленных на металлических планках. Внутри нагревательного элемента намотана спираль из нихромовой про- волоки. Каждый электрокалорифер со- держит 48 нагревательных элементов, соединённых в четыре параллельные группы. Ещё более архаичная конструкция электрической печи была в вагонах ЭПЗД типа ЭР2 и ЭР9 (рис. 5). Юридический ликбез Единственное, что можно сделать практически (апробировано автором) после безуспешных попыток получить помощь от локомотивной бригады и после того, как три часа пассажиры ре- ально мучились от жары в вагоне, – это в открытом шкафу – в тамбуре, рукой, с соблюдением мер предосторожности, отключить тумблер «Отопление» и та- ким образом решить проблему. Мы вовсе не рекламируем именно этот практический опыт, чтобы чита- телей не обвинили во вмешательстве в работу оборудования. Автор, как опытный в прошлом сотрудник право- охранительных органов России, дово- дит до сведения в качестве познава- тельного юридического ликбеза, что в Кодексе об административных право- нарушениях (КоАП РФ) есть и такие нормы. СТА 2/2024 14 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Рис. 4. Вид на электрическую печь ПЭТ-1УЗ в вагоне ЭПЗД Э2П 1 2 3 4 Рис. 5. Вид на устройство электрической печи ЭПЗД. 1 – хомут; 2 – изолятор; 3 – нагревательные элементы (4 шт.); 4 – металлический кожух

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy