ЖУРНАЛ СТА №2/2024

толок. В случае обогрева подготовлен- ный приточный воздух поступает в пассажирский салон через систему бо- ковых и напольных каналов. Режимы работы климатической установки В режиме «Климатическая установка включена» (штатный) система управле- ния автоматически регулирует темпе- ратуру внутреннего воздуха в каждом вагоне с соблюдением заданного пара- метра температуры. Через интерфейс «человек-машина» заданное значение температуры в кабине машиниста мо- жет корректироваться на ±4°С с шагом в 1°С, а в пассажирском салоне – на ±2°С с тем же шагом. Если температура на- ружного воздуха опускается ниже +5°С, то система управления КУ автоматиче- ски включает защиту от замерзания. Ре- жим «Защита климатической установ- ки от замерзания» деактивируется, если температура наружного воздуха подни- мается выше +7°С. Когда температура воздуха внутри вагонов ЭПЗД поднима- ется выше +40°С, система управления КУ активирует защиту от перегрева. В ре- жиме «Защита климатической установ- ки от перегрева» включается принуди- тельное охлаждение во избежание по- вреждений из-за избыточной темпера- туры воздуха внутри поезда. Защита от перегрева деактивируется, если темпе- ратура воздуха внутри поезда снижает- ся до +35°С [6, 7]. Переход КУ в режим «Аварийное от- ключение климатической установки» выполняется либо вручную при помо- щи кнопки «Аварийное отключение климатической установки», либо авто- матически через систему пожарной сигнализации, активной по всему со- ставу. Все процессы вентиляции, отоп- ления и поддержания микроклимата переходят в отключённое состояние (обесточиваются) [6]. Температура воз- духа внутри поезда может повышаться или понижаться в зависимости от внешних условий. В отличие от режи- ма работы «Отключение климатиче- ской установки» включение защиты от замерзания или перегрева не происхо- дит, для их активации необходимо осу- ществить повторное включение кли- матической установки после выявле- ния и устранения причин отключения. Режим «Отстой во включённом со- стоянии» отличается тем, что КУ от- ключается, однако имеются два вари- анта настройки, корректирующие ре- жим работы климатической установки: ● режим «Техническое обслуживание»: климатическая установка поддержи- вает температуру внутри поезда на уровне установленного заданного па- раметра; ● режим «Положение отстоя»: если не выбран режим техобслуживания, в зависимости от температуры на- ружного воздуха в поезде поддержи- вается температура до +12°С в случае отопления либо не выше +30°С в слу- чае охлаждения. В режиме «Проезд через автоматиче- скую мойку» все включённые системы отопления в компактных КУ отклю- чаются, а режим охлаждения контроли- руется системой управления микрокли- матом. Все наружные заслонки автома- тически закрываются, чтобы воспрепят- ствовать проникновению воды. В режи- ме «Аварийная вентиляция», являю- щемся резервным уровнем штатного режима КУ в пассажирском салоне на случай отсутствия напряжения в кон- тактной сети и выхода из строя бортовой сети переменного тока 380 В, элементы отопления и нагнетатели климатиче- ской установки отключаются, а приточ- ные вентиляторы работают со снижен- ной мощностью. При отсутствии напря- жения в контактной сети производится подача исключительно наружного воз- духа. Приточные вентиляторы в такой ситуации получают питание от АКБ ЭПЗД примерно в течение 90 мин (в за- висимости от состояния и энергоёмко- сти АКБ). При выходе из строя бортовой сети переменного тока 380 В, но продол- жающем поступать напряжении в кон- тактной сети, так же осуществляется аварийная вентиляция. Режим «Ава- рийное отопление» определяется тем, что при выходе из строя бортовой сети переменного тока 380 В, но продолжаю- щем поступать напряжении в контакт- ной сети, температура воздуха внутри поезда поддерживается с помощью эле- ментов отопления напряжением 3 кВ на уровне не менее +5°С. Все прочие отопи- тельные элементы и нагнетатели кли- матической установки отключаются, а приточные вентиляторы работают со сниженной мощностью. Для снижения расхода тёплого воздуха подаётся умень- шенный объём наружного воздуха. При- точные вентиляторы в таком случае по- лучают питание от аккумуляторных ба- тарей поезда в течение 90 мин [6, 7]. Кроме перечисленных выше режи- мов работы климатической установки, существуют ещё два функциональных состояния КУ, обусловленных функ- циональным назначением ЭПЗД. Функ- циональный режим «Городской режим работы» реализуется, когда поезд ис- пользуется в пригородном сообщении. Средняя температура воздуха в пасса- жирском салоне при наружной темпе- ратуре в диапазоне –40...+5°С составит +15°С. При росте температуры наруж- ного воздуха средняя температура воз- духа внутри непрерывно поднимается до нормально установленного значе- ния +22°С. Функциональный режим «Междугородний режим работы» реа- лизуется, когда поезд используется для дальнего пассажирского сообщения. Средняя температура воздуха в пасса- жирском салоне при наружной темпе- ратуре в диапазоне –40...+20°С устанав- ливается на уровне +22°С. Затем сред- няя температура воздуха внутри поезда непрерывно поднимается, если растёт температура наружного воздуха. Конт- роль заданных параметров температу- ры внутри пассажирского салона под- бирается как функция от наружной температуры в соответствии с внесён- ной в программное обеспечение регу- лируемой характеристикой. Температура в пассажирском салоне измеряется двумя температурными дат- чиками. Датчик уровня углекислого газа контролирует концентрацию СO 2 в ва- гоне, в зависимости от этого параметра и температуры за бортом регулируется объём подачи свежего воздуха. Подача приточного воздуха зависит от количе- ства пассажиров. Объём необходимого приточного воздуха приведён в табл. 2. Климатическая установка в кабине машиниста (рис. 8) имеет свои особен- ности: 1 – вентилятор приточного возду- ха; 2 – блок отопления; 3 – спиральный нагнетатель; 4 – вентилятор конденса- тора; 5 – конденсатор; 6 – фильтр. Распределение воздуха в кабине ма- шиниста выполняется при помощи вы- СТА 2/2024 18 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Параметр Температура наружного воздуха Объём приточного воздуха Т атм < –20°C –20°C < Т атм < –5°C –5°C < Т атм < + 26°C 8 м³/ч 10 м³/ч 20 м³/ч Таблица 2. Минимальное количество наружного воздуха, подаваемого в салон на одного пассажира

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy