ЖУРНАЛ СТА №2/2024

пускных отверстий на лобовом стекле, через потолочные каналы и отверстия в нишах для ног. Режимы работы кли- матической установки в кабине маши- ниста идентичны для климатической установки в пассажирском салоне, но имеют некоторые особенности. У кли- матической установки в кабине маши- ниста нет функции аварийной венти- ляции, так как кабина в критичном случае аварии вентилируется через от- крытые боковые окна. Заданный пара- метр температуры внутри кабины ма- шиниста регулируется в зависимости от температуры наружного воздуха ав- томатически с помощью ПО. Выводы За последние 10 лет после того, как электропоезд ЭС2Г с асинхронным тя- говым приводом типа ЭГЭ «Ласточка» стал доступен для пассажирских пере- возок, в том числе на дальних перего- нах, таких как Москва-Петербург и Москва-Минск, комфортность поездки пассажиров существенно возросла. А это косвенно влияет и на качество жизни и здоровья. Это стало возмож- ным благодаря разработкам в области современной электроники – в том чис- ле электронных датчиков с относи- тельно небольшой погрешностью мет- рологических измерений, а также адап- тированным к ним электронным конт- роллерам и средствам электронной па- мяти. Всё это способствует автоматиза- ции процессов измерения, контроля, безопасной эксплуатации и управления многопрофильными электронными и гибридными системами. Таким образом, разработки новой РЭА существенно повлияли и продолжают влияние на современные средства транс- порта, и не только в железнодорожных перевозках. В этом смысле средства РЭА представляются незаменимыми. Вместе с тем на объектах транспорта и железной дороге эксплуатируется подвижной состав прежних лет выпус- ка, причём есть «образцы» с эксплуа- тационным «стажем» более 50 лет. В этих транспортных средствах – ана- хронизмах эпохи – применена устарев- шая элементная база, которая даже при соответствующем регламентном об- служивании и обеспечении безопасно- го механического движения «колёсных пар» не позволяет обеспечить требуе- мый вызовами времени уровень не только комфорта, но и безопасности при длительной поездке в электро- поезде; это показано на невыдуманном примере и подтверждается многочис- ленными жалобами и отзывами пасса- жиров РЖД из-за неудовлетворитель- ного автоматического (а иного не пред- усмотрено) контроля температурного режима в вагонах ЭПЗД. Проблема весьма серьёзная, притом что действующие инструкции локомо- тивных бригад ЭПЗД не предусматри- вают ответственность за контроль тем- пературного режима, а также с учётом того, что «старые электрички» ещё дол- го (по ресурсу отдельных модификаций более 10 лет) будут «бороздить» рельсо- вые просторы обширного нашего госу- дарства. Таким образом, требуется отладить в службах эксплуатации пригородных пассажирских компаний и их филиа- лах контроль и ответственность за обеспечение температурного режима в вагонах для пассажиров. И третий важный аспект. Необходимо, наконец, совершенствовать электрон- ное оборудование и подвижной состав на примере введённых в эксплуатацию поездов повышенной комфортности «Ласточка» и аналогичных, где автома- тическая система климатического конт- роля соответствует требованиям к без- опасности жизни и здоровью людей и в целом обеспечивает высокий уровень комфорта в пути. То есть развернуть, на- конец, производственный сектор и раз- работки РЭА в области транспорта, а главное – изменить отношение в сто- рону заботы о человеке, а не о системе или электрошкафах в тамбурах вагонов ЭПЗД РЖД. Этого требует не только ав- тор, но историческая необходимость и вызовы завтрашнего дня. ● Литература 1. Записки машиниста электропоезда. Отоп- ление // URL: https://pikabu.ru/story/zapis- ki_mashinista_yelektropoezda11_otople- nie_6948409. 2. Особенности отопления в «электричке» // URL: https://dzen.ru/a/YjCzmeNY-GjbUJh-. 3. Кашкаров А.П. Выживание в кризисной си- туации. Полезный практикум на случай войн и техногенных катастроф. М.: Солон- Пресс, 2024. 205 с. 4. Кодекс Российской Федерации об админи- стративных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). 5. Принцип работы и порядок регулирова- ния приборов отопления в пассажирском вагоне // URL: https://stroiteh-msk.ru/obzo- ry/princip-raboty-i-poryadok-regulirovaniya- priborov-otopleniya-v-passazhirskom-vago- ne.html. 6. Система поддержания микроклимата // URL: https://br.etrain.ru/%D1%8D%D1%811- %D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5 %D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%- D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6% D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%- BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0% BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1% 82%D0%B0/. 7. Электропоезд ЭС1 «Ласточка». Электрон- ный датчик контроля параметров темпе- ратуры нагрева // URL: https://br.etrain.ru/ %D1%8D%D0%B2%D1%812-%D1%8D%-D0%- B2%D1%811-%D0%B4%D0%B0%-D1%82- %D1%8 7%D0%B8%D0%BA -%D0%BA - %D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE %D0%BB%D1%8F-%D0%BF-%D0%B0%- D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D 1%80%D0%BE%D0%B2-%D1%82/. 8. Электропоезд ЭТ2М, ЭР2Т, ЭТ2 // URL: https:// electri4ka.com/et2_m_er2t_ed2t/et2_115.html. СТА 2/2024 19 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Рис. 8. Основные компоненты климатической установки в кабине машиниста 1 6 5 4 Место монтажа климатической установки Место монтажа климатической установки Вагон В Вагон Е Вагон D Вагон C Вагон A 3 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy