ЖУРНАЛ СТА №2/2024

НОУ-ХАУ СТА 2/2024 54 www.cta.ru Экономика профилактики: использование Интернета вещей для планирования профилактического обслуживания оборудования Машины, а точнее, сложные высокотехнологичные установки – станки или другое технологическое оборудование для любой промышленной отрасли представляют собой ценные активы, которые необходимо защищать от повреждений, неисправностей и отказов с помощью надлежащих мер по техническому обслуживанию. В этой статье будет рассмотрен один из примеров создания системы, автоматически контролирующей состояние и время работы машин с последующей отправкой уведомлений о графике профилактического технического обслуживания (ПТО). Андрей Краснов Описание системы Ядро системы состоит из программи- руемого логического контроллера (ПЛК) и человеко-машинного интер- фейса (ЧМИ). ЧМИ, в свою очередь, под- ключается к облачной онлайн-плат- форме посредством Интернета, предо- ставляемого маршрутизатором, так что к результатам мониторинга можно по- лучить доступ через смартфон, план- шет или ноутбук/ПК. По сути, эта система мониторинга времени работы на базе Интернета ве- щей (IRTMS) будет особенно полезна при внедрении на производственных объектах, состоящих из обширного парка различных машин и оборудова- ния. Операции технического обслужи- вания машины могут варьироваться от обычной чистки, замены одного или нескольких компонентов вплоть до капитального ремонта, каждая опе- рация имеет разный временной ин- тервал. Ключевые результаты использова- ния IRTMS заключаются в том, что пользователь будет иметь полный об- зор графиков технического обслужива- ния в любое время и в любом месте, а подготовка запасных материалов, ком- понентов или инструментов может быть сделана заранее. Ещё одним преимуществом данной системы является то, что она построе- на на базе доступных и относительно бюджетных устройств и компонентов, используемых в реальных промыш- ленных условиях. Соответственно сни- жается стоимость как самой системы, так и её дальнейшего обслуживания или улучшения. Прототип созданной системы мониторинга (IRTMS) был успешно протестирован и внедрён на действующей электростанции с установленной мощностью не менее 200 мегаватт. Система полностью вы- полняет поставленные задачи по мо- ниторингу времени работы, сбору со- ответствующих данных, уведомлениям технической службы и удалённому до- ступу для общего мониторинга и управ- ления. В целом, техническое обслуживание оборудования – это главный фактор продления срока его полезного исполь- зования, а значит, и минимизация за- трат для большинства производств. Любая установка, агрегат или машина подвержены износу или повреждени- ям при использовании, но при пра- вильном и регулярном обслуживании срок их функционирования можно продлить. Техническое обслуживание включа- ет в себя все виды деятельности, свя- занные с поддержанием определённого уровня доступности и надёжности си- стемы и её компонентов, а также её спо- собности работать на предусмотренном стандартами уровне качества. По статистике время работы, т.е. обеспечение бесперебойности про- изводства, должно составлять 90%, а время, которое становится простоем, составляет в среднем около 10%. Ко- нечно же, это отношение может ме- няться, причём не в лучшую сторону. Согласно проведённым исследованиям, в которых были указаны причины и их доля от общего времени простоя, выде- лены следующие показатели: 34% слу- чаев простоя вызваны устаревшим оборудованием, 20% – техническими сбоями, 9% – нехваткой времени для выполнения обслуживания, 6% случа- ев были вызваны неверной или нера- ботающей стратегией технического об-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy