ЖУРНАЛ СТА №4/2024

тизации производства наиболее значи- мы проблемы замены операторов, контролирующих технологический процесс с помощью компьютерного оборудования. Но наибольшего внима- ния и развития в ключевых областях заслуживают проблемы не столько тех- нические, производственные, сколько мировоззренческие и интеллектуаль- ные, проблемы быстрого (а не «через тернии к звёздам») вывода перспек- тивных технологий от успешных пре- зентационных моделей в реальное про- изводство, в серию. Некоторые идеи и решения проблемных вопросов Главные факторы и условия, способ- ствующие успешной локализации тех- нологий в анонсированных несколько лет назад направлениях, не сильно из- менились. Роль государственной под- держки в развитии производственной сферы и локализации проблемных во- просов огромна. Существующие про- граммы поддержки стартапов и пред- принимателей необходимо продол- жать. Квалификация российских специа- листов в области производства РЭА и микроэлектроники представляется не менее надёжной и профессиональ- ной, чем, скажем, в ЕС или КНР, однако, с одной стороны, в отечестве не хватает по разным оценкам до полумиллиона квалифицированных кадров не столь- ко в административной и управленче- ской сфере, сколько на уровне квали- фицированных мастеров производ- ственного процесса. Для реформы авто- матизации это крайне неблагопри- ятный сигнал. Несмотря на введённую на пред- приятиях (усовершенствованную) си- стему тьюторства и наставничества, второй неблагоприятный аспект ви- дится в том, что профессионалы долж- ны постоянно учиться, повышать ква- лификацию, обмениваться производ- ственным опытом, эффективными на- работками в своей сфере; одних обще- российских конференций и «выста- вок», где демонстрируются и презен- туются 1–2 работающие модели под ви- деокамеры и «перья» журналистов, яв- но недостаточно [1]. Другая проблема (или иначе – часть общей проблематики) в системе подго- товки кадров. Если мы обратим внима- ние на «не вчера» запущенную и отла- женную систему подготовки техниче- ских специалистов даже в ЕС, на при- мере Финляндии – о чём автор может говорить с большой опорой на апроби- рованный опыт, ибо работал там подо- лгу в прежние годы, то уклон или пре- рогативы западного образования деся- тилетиями выдерживались в «при- кладном ключе». Именно ориентация не на теорети- ческие основы, а на прикладной ха- рактер образования на уровне универ- ситетов и колледжей, и не номиналь- ной производственной практики сде- лала производственную сферу (и по- высила конкурентность экономики) во многих недружественных теперь странах. Исходя также из сказанного выше, отечественным специалистам недоста- ёт профессионального общения с кол- легами в других странах. Те не номи- нальные поездки «по обмену опытом», а по сути – элементы почётной про- изводственной практики, что осу- ществлялись ещё десяток лет назад, се- годня в том же масштабе невозможны, не практикуются в силу многих при- чин, не всегда зависящих от заинтере- сованных в России специалистов от- расли. Это серьёзная проблема. Более того, ранее условно открытый доступ к перспективным технологиям сегодня также прикрыт. Даже правительство КНР, которую нельзя назвать вполне недружествен- ной, в 2023–2024 годах ограничило и за- секретило технологии двойного на- значения [2]. Доступ к ним для россиян почти закрыт. Китайцы пытаются реа- лизовывать в России только готовые изделия либо компоненты, но не де- литься технологиями. К сожалению, это абсолютные реа- лии, приводимые в статье вовсе не для того, чтобы «очернить» или «искупать в критике ради критики» реалии в лю- безном нашем Отечестве, а лишь с тем, чтобы открыть глаза на проблемы не утерявшим способность видеть, и упол- номоченных к принятию решений призвать, наконец, к государственному подходу, а не только ориентации на личные интересы. По разным оценкам в промышлен- ности в масштабе страны не хватает примерно полмиллиона специалистов в области автоматизированного про- изводства – основного потребителя промышленной робототехники. Поэто- му нехватка специалистов на автома- тизированных линиях и промышлен- ных предприятиях подталкивает к раз- витию сегмента робототехники. Не- смотря на это, а может быть, и вопреки тому, в Минпромторге разработан фе- деральный проект «Развитие промыш- ленной робототехники и автоматиза- ции производства». Планируется выде- лить около 350 млрд руб. до 2030 года [4] (рис. 2). Из этих денег выделят субсидии про- изводителям роботов и компаниям, внедряющим автоматизацию на про- изводстве. Дополнительные меры под- держки отрасли включают субсидии на техническое перевооружение про- изводственной базы для создания ро- ботов и их компонентов, субсидии на компенсацию скидок, которые пред- приятия предоставляют заказчикам, а также льготный лизинг и кредитова- ние для более широкого внедрения промышленной робототехники. В ближайшем будущем (5–10 лет) в производственном кластере, в том чис- ле на предприятиях, выпускающих компоненты микроэлектроники, кро- ме непосредственно финансирования стартапов остаются актуальными во- просы, связанные с импортозамещени- ем и человеческим фактором [1]. СТА 4/2024 48 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Рис. 2. Автоматизация производства (иллюстрация из [4])

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy