Современная электроника №8/2023

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 59 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 8 / 2023 НОВОСТИ МИРА Власти планируют развивать некоторые технологии в РФ в особом порядке Белый дом приступил к формированию законодательной базы для технологическо - го прорыва в РФ – подготовленный Минэко - номики законопроект « О технологической политике » должен устранить разрыв между наукой и промышленностью с устоявшей - ся практикой « патентов на полку » и закуп - кой готовых технологических решений . Как пишет Коммерсантъ , документ , как предполагается , станет законом весной 2024 года и позволит де - факто запустить в РФ новую ветку госполитики – техноло - гическую политику , подчинив её двум па - раллельным процессам : развитию приори - тетных технологий ( которые с учётом по - требностей рынка определит государство ) и собственно развитию инфраструктуры для свободного освоения перспективных технологий . Законопроектом обсуждается и создание специальных правовых режи - мов , позволяющих изъятия из общего ре - гулирования ради ускоренной разработ - ки технологий и обеспечения долгосроч - ных изменений в этом развитии . « Ъ » ознакомился с проектом закона « О технологической политике в РФ » – документ подготовлен Минэкономики в развитие концепции технологического развития РФ до 2030 года , принятой в мае 2023 года и задающей ориентиры госполи - тики на пути к технологическому сувере - нитету , инновационному росту экономики и импортозамещению . Документ должен согласовать между собой промышленную и научную политику , подчинив их единой логике : достижению целей технологиче - ского развития . « Логика исполнения за - кона о технологической политике будет заключаться в том , что на его основании можно будет устанавливать приоритеты как для промышленной , так и де - факто формировать заказ для научно - техниче - ской политики », – поясняют « Ъ » в секре - тариате первого вице - премьера Андрея Белоусова . В Минэкономики добавляют , что законопроект писали таким образом , чтобы он встроился в существующую ар - хитектуру и не приходилось корректиро - вать действующие законы . Приоритеты технологического разви - тия будут формироваться в виде переч - ней критических ( необходимых уже сей - час ) и сквозных ( на долгосрочную перспек - тиву ) технологий . Базой для критических станут проекты технологического суверенитета ( их сейчас десять – от производства станков , лекарств и медизделий до судов , самолётов и граж - данских беспилотников ). Принцип опреде - ления критических технологий такой : про - ект « техносуверенитета » раскладывается на ключевые этапы производства – необ - ходимые , но выпадающие технологии вно - сятся в перечень критических . Конструкция в области импортозамеще - ния при этом становится более жёсткой : должны быть интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельно - сти ( РИД ), люди и компетенции , средства производства ( это поможет исключить практику « переклеивания » ярлыков и ма - скировки условно китайской продукции под российскую ). Важнее при этом станет не перенос производств в РФ как таковой , а обеспечение производства под нацио - нальным контролем ( например , в других странах под контролем российских юрлиц ). Для определения сквозных технологий правительство переосмысливает механизм форсайта – речь идёт о прикладном науч - ном прогнозе на горизонте 10–15 лет с еже - годной актуализацией ( базой могут стать прогнозы « Национальной технологиче - ской инициативы »), а на выходе должен быть перечень конкретных технологий . Для развития критических и сквозных тех - нологий будут включаться в основном су - ществующие меры поддержки , но изменит - ся логика их распределения . Ведомствам , работающим сейчас де - факто как незави - симые вертикали с разрозненными меха - низмами поддержки , необходимо в рамках своих же полномочий сконцентрировать бюджетную помощь на новых приоритетах . Сейчас насчитывается порядка 200 инстру - ментов поддержки технологических инно - ваций , которые требуют инвентаризации и фокусировки , объёмы финансирования механизмов концепции технологического суверенитета ранее оценивались в 3 трлн руб . В правительстве при одобрении про - екта бюджета на 2024–2026 годы техноло - гическое развитие назвали одним из при - оритетных направлений . Источник « Ъ » в правительстве считает перестройку работы ведомств одним из наиболее трудных этапов реализации но - вой политики . Ведомства , напомним , противились из - менениям работы в рамках реформы кон - троля и надзора , надеясь сохранить боль - шую автономию . Не без сопротивления в 2018 году состоялась реформа господ - держки в промышленности , где удалось отменить многочисленные отраслевые субсидии , заменив их единым критерием ежегодного роста экспорта . Увеличится и роль госкомпаний в развитии технологий : действующие программы инновационно - го развития , формально выполняемые и перевыполняемые госкомпаниями из - за привязки к KPI менеджмента , будут пере - загружены с учётом приоритетов . Ещё один трек – формирование благо - приятной среды для ускоренной разработ - ки и внедрения инноваций . Если в пер - вом случае при создании приоритетов речь идёт о координирующей роли го - сударства , то во втором – об институци - ональной , то есть государство обеспечит условия , при которых бизнес будет заин - тересован в создании инноваций . В зако - нопроекте речь идёт об инфраструктуре технологического развития : для проекти - рования , разработки и развития техноло - гий , для их тестирования , для защиты и охраны прав на РИД , а также опытного и мелкосерийного производства . Также документ уточняет и закрепляет право на риск как допущение возможности не - достижения запланированных эффектов , правила оценки эффективности средств ещё будут детализированы . Законопроект определяет права и обя - занности в области технологической по - литики президента , федеральных , регио - нальных и муниципальных госорганов , институтов инновационного развития , госкорпораций и госкомпаний , а также РАН . Документ также вводит понятия вы - сокотехнологичной продукции , деятель - ности в сфере технологического разви - тия , ключевого технического решения , технологических посредников и так да - лее . Одна из крупных новаций – спе - циальные правовые режимы для под - держки текущего уровня производства высокотехнологичной продукции , под - держкиускореннойразработкитехнологий , а также поддержки долгосрочных измене - ний . Режим не ограничен территориаль - но , только во времени , предполагает то - чечные изъятия из регулирования и от - водится на уровень президента . Среди возможных конструкций – особенности распоряжения исключительными права - ми , ускоренная сертификация технологий , особые правила раскрытия информации при экспорте и импорте технологий . В экономическом блоке правительства рассчитывают , что законопроект будет принят не позднее весенней сессии Гос - думы в 2024 году . russianelectronics.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy