Современная электроника №8/2023
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 72 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 8 / 2023 подготовки студентов , тем более радио - инженеров , важно обеспечить и хоро - шую материальную базу . В Институ - те радиоэлектроники и информатики МИРЭА – Российского технологическо - го университета сформирован дизайн - центр с опытным производством , которое охватывает этапы прототи - пирования , настройки и регулировки радиоэлектронной аппаратуры , испы - тания , контроля , сборки и монтажа , электромагнитной совместимости – всё , что нужно , чтобы изделие появи - лось физически « в железе ». Мы активно используем аддитив - ные технологии в прототипировании . 3D- принтер многослойных печатных плат позволяет по технологии AME (Additive Manufacturing Electronics) за несколько часов по gerber- файлам рас - печатать наночернилами и получить первые прототипы , которые можно будет смонтировать , далее сделать по ним ревью , внести исправления в кон - структорскую документацию и выпу - стить новую версию . Используется также линия для изготовления деталей конструкти - ва 3D-MID (3D molded interconnected device – формирование трёхмерных схем на пластиковой основе ) для соз - дания проводящей топологии на объ - ёмном пластиковом основании . Для детали любой сложной геометрии , спроектированной в КОМПАС -3D и напечатанной на 3D- принтере , мож - но получить проводящую структуру , топологию – не в плоских компоновках печатных плат , а в объёме . Этот кон - структив затем встраивается в изделие . Мы планируем применять данную тех - нологию в том числе в конструкции 3D- принтера и в типовом маршруте проектирования . Третья технология – гибкие гибрид - ные электронные схемы (Flexible Hybrid Electronics). В нашей лаборато - рии есть 3D- принтер , который может напечатать электронную часть на гиб - ких носителях . Пока это делается экс - Рис . 5. Модель 3D- принтера периментально , о серии речи не идёт , но эту технологию мы тоже собираем - ся встроить в типовой маршрут проек - тирования . Мы стараемся дать студентам не только классическую базу , но и пер - спективные технологии , то , что поя - вится на производстве в ближайшие годы . Заключение Разработка типового сквозно - го маршрута проектирования оте - чественными решениями реша - ет , несомненно , задачи учебные , но опыт работы показал , что имеющие - ся сегодня инструменты позволяют покрыть большинство задач по раз - работке радиоэлектронных устройств на этапах жизненного цикла . Остают - ся ещё некоторые области , не охвачен - ные отечественными продуктами , тут мы формируем свои пожелания , которые конструктивно принима - ются и обсуждаются с компаниями , входящими в консорциум « РазвИ - Тие ». Сегодня важно и перспектив - но давать ИТ - компетенции именно в отечественных системах и обучать работе на них студентов . Такие навы - ки всё более востребованы на пред - приятиях , а наличие навыков рабо - ты с отечественным программным обеспечением часто становится кон - курентным преимуществом молодых специалистов . НОВОСТИ МИРА Корейские ученые создали робота - гуманоида , способного пилотировать самолет Pibot – так называется разработанный со- трудниками Корейского института KAIST ро- бот-гуманоид, способный пилотировать со- временный реактивный самолет. При этом вносить какие-то изменения в архитектуру кабины не требуется. Рост робота – 150 см. Во время полета Pibot уверенно контролирует бортовые при- боры и поддерживает высоту даже в слож- ных метеоусловиях. Чтобы не углубляться в чтение полётных инструкций, робот просто запоминает их, используя языковые моде- ли. В результате это позволяет ему реаги- ровать на чрезвычайные ситуации быстрее штатного пилота. Робот-гуманоид в кабине, по сути, – аль- тернатива дистанционно управляемому БП- ЛА. Как известно, когда пилот пересажива- ется с одного типа самолета на другой, ему приходится основательно переучиваться. В случае с Pibot для этого достаточно на- жатия кнопки: робот-пилот просто переклю- чится на нужный режим. В качестве обучающих программ робо- та исследователи используют методику ра- боты с чат-ботами, в частности с ChatGPT. В настоящее время они разрабатывают собственную LLM-модель для Pibot. Конеч- ная цель – научить его работать в экстре- мальных условиях, недоступных человеку. В планах разработчиков определить Pibot на службу в ВВС к 2026 году. techcult.ru
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy