Современная электроника №1/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 10 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 1 / 2024 больших , как ТрАМП , эта система уже внедрена в конструкцию на стадии раз - работки . Разработчики РЭА в области систем для БПЛА также заняты совер - шенствованием системы опознавания « свой – чужой », давно , с 1943 года , при - меняемой для самолетов , но пока не внедрённой повсеместно для мульти - коптеров , чтобы « свои не перебили своих ». В СССР такая система оправды - вала себя , а на практике было так : при заступлении на суточное боевое дежур - ство на командные пункты ПВО при - сылали новые коды для идентифика - ции « своих » самолетов и определения чужих посредством функции « запрос – ответ » [2]. В журнале « Современная электроника » № 1 за 2023 г . на с . 51 сообщается о том , что Государственная комиссия по радиочастотам ( ГКРЧ ) на своём ближайшем заседании намере - на рассмотреть вопрос о выделении новых частот для беспилотных лета - тельных аппаратов ( БПЛА ) [9]. Пока , в « переходный период », беспилотни - ки используют радиочастоты в отсут - ствие нормативной базы . ГКРЧ опре - деляет радиоэлектронные средства ( РЭС ), обеспечивающие функциони - рование БПЛА и БАС , как относящи - еся к воздушной подвижной служ - бе . Для упорядочения нормативной базы в правовом поле применения БПЛА предполагаются следующие полосы радиочастот : 118…137 МГц , 390…399,9 МГц , 860…876 МГц , 902…915 МГц и 921…925 МГц – для организации командной линии ( управление , контроль и обмен сооб - щениями ). Для организации каналов передачи полезной нагрузки в БАС планируется выделить полосы частот 1427…1535 МГц , 2214…2226 МГц , 2328…2340 МГц , 2400…2500 МГц и 2580…2592 МГц . Использование полос радиочастот 1710…1785 МГц и 1805…1880 МГц оправдано для установ - ленных на БПЛА в рамках действую - щих решений ГКРЧ об использовании полос радиочастот для примене - ния РЭС стандарта LTE (4- е поколе - ние сотовой связи ). Полосы радиоча - стот 960…1200 МГц предназначены для организации командной линии управления БПЛА , и полосы радио - частот 5…5,2 ГГц и 5,85…6,425 ГГц – для организации канала передачи полезной нагрузки в БПЛА ( разновид - ность канала управления ) для борто - вых систем передачи изображения , цифровой информации с установлен - ных датчиков и управления грузовым отсеком . Как отмечается в материалах ГРКЧ , в настоящее время на учёте Роса - виации состоит свыше 60 тыс . БПЛА . В конце 2021 г . ГКРЧ выделила часто - ты для организации связи с беспилот - ными воздушными судами , но только одну полосу – 5,85…6,425 ГГц – и толь - ко для одного применения : проведе - ния воздушного наблюдения и патру - лирования при обеспечении контроля состояния удалённых ( труднодоступ - ных ) промышленных объектов ( нефте - и газопроводов , линий электропередач и др .). Предложения по выделению частот коррелируют с рекомендаци - ями ECC (Electronic Communication Committee, Комитет по электрон - ным коммуникациям ) по минималь - ной ширине радиочастотных каналов , выделяемых для линий связи и управ - ления БПЛА , а также для каналов пере - дачи полезной информации с БПЛА на землю . Согласно отчёту ECC, для БПЛА предполагается выделение двух радиочастотных полос , причём как из разных диапазонов радиочастот , так и из одного и того же диапазона : одна для радиочастотного канала управ - ления БПЛА ( скорость передачи дан - ных в канале 0,3…1 Мбит / с , примерная рабочая ширина полосы 0,3…3 МГц ) и вторая – для передачи полезной информации ( скорость передачи дан - ных в канале 5 Мбит / с , ширина полосы 5…10 МГц ). Что касается РЭС , отнесён - ных на БВС , к воздушной подвижной службе , то такой подход согласован с Минобороны и Росавиацией . Соответ - ственно , все предложенные диапазоны радиочастот будут выделены подвиж - ной службе на первичной основе [9]. Из истории создания прототипов мультикоптеров Если сделать экскурс в историю , то , может быть , первыми БПЛА были горшки с нечистотами , которые с помо - щью « метательных машин » летели в сторону осаждённого города , а также стенобитные « снаряды » в виде кам - ней и ядер в « допороховую эпоху », которым сообщали энергию движе - ния ( полёта ) всё те же метательные « машины » с высокой деревянной фер - мой и системой натяжных канатов - тро - сов . Они известны в истории ещё из эпохи шумеров . Эти штурмовые ору - дия применяли и в России во времена царя Ивана Васильевича , и даже ранее . Затем прототип военного беспилотни - ка изобрели в 1849 году в виде воздуш - ных шаров с автоматически сбрасыва - емыми фугасами для бомбардировки Венеции . Их применяли в австрийской армии того славного времени принца Евгения , когда маршал Йозеф Радец - кий в 84- летнем возрасте побеждал в Италии . Причём побеждал он славно . В битве при Кустоцце он противостоял итальянскому королю , но силы и сред - ства , в частности личный состав , закон - чились , и маршал в потёмках отсту - пил . Когда же утром ему доложили , что итальянцы тоже покинули город , Радецкий проявил поистине дар пол - ководца и быстренько занял опустев - шую местность , приписав победу себе . Затем история БПЛА продолжилась на заре вертолётостроения в 1920- х годах . Параллельно развивалась техноло - гия создания БПЛА , управляемых дис - танционно или в автономном режиме . Первым в мелкосерийное производ - ство поступил немецкий беспилотный бомбардировщик Fliegermaus, способ - Рис . 11. Первый мультикоптер Этьена Эмишена

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy