Современная электроника №1/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 11 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 1 / 2024 ный нести бомбовую нагрузку и управ - ляемый по радио . Ещё один пример – созданный в 1917 году « Автоматиче - ский аэроплан Хьюитта - Сперри » с двумя гироскопами для автономного полёта по заданному курсу . Американ - ский конструктор русского происхож - дения Георгий Ботезат и французский инженер Этьен Эмишен параллельно занимались разработками пилоти - руемых аппаратов с форм - фактором современных мультикоптеров , ког - да винты , разнесённые на 4 стороны относительно центра конструкции с помощью балок , посредством систе - мы ременной и цепной трансмиссий приводились в действие от одного дви - гателя . Отсюда пошло название « ква - дрокоптеры ». Первые прототипы раз - работаны в начале прошлого столетия . На рис . 11 представлен мультикоптер Этьена Эмишена . Если считать достижением того периода , что на испытательном поли - гоне « вертолёты » поднялись на высо - ту до 15 м и даже пролетели опреде - лённое расстояние ( модель Эмишена преодолела 1100 м ), дальше тесто - вых испытаний дело не продвину - лось из - за тяжёлой и ненадёжной трансмиссии , передающей крутящий момент с одного двигателя на 4 ротора . Для поперечного и курсового управле - ния модель Эмишена использовала 8 винтов , а аппарат Ботезата мог дви - гаться только с попутным ветром . Без системы стабилизации и качественно - го управления аппараты обоих масте - ров были неустойчивы в полете даже на такой « детской » высоте [5]. Изо - бретение « автомата контроля пере - коса » и рулевого винта способство - вало вертолётостроению по соосной схеме , ставшей на многие годы клас - сическим решением вертикального взлёта , и 4- винтовую схему на 30 лет забыли . Относительно удачный ква - дрокоптер изобрел Георгий Ботезат в 1956 году . Этот аппарат управлял - ся с помощью несущих винтов . VZ-7 компании Curtiss-Wright в 1964 году проходил лётные испытания в армии США , показал хорошую стабильность и управляемость , но по заключению военной комиссии на вооружение не принят из - за несовершенных эксплу - атационных характеристик . Внешний вид аппарата VZ-7, по форм - фактору напоминающий мультикоптер , пред - ставлен на рис . 12. Самолёты - снаряды , являвшиеся про - тотипом крылатых ракет , были извест - ны в ВОВ и в 1950- х годах , когда бес - пилотники запускали со специальных установок « Стрела » и « Сопка », стояв - ших на вооружении в советской армии . Таков был ракетный комплекс проекта 67 с пусковой установкой Б -163 и раке - той С -2, имевшей обтекаемый цилин - дрический фюзеляж с лобовым возду - хозаборником , на верхней поверхности которого располагался кожух голов - ки самонаведения . В этом может убе - диться любой , посетив военные музеи , к примеру , комплекс сооружений фор - та « Красная горка » по дороге к ато - мограду Сосновый Бор . Подробнее об этом в [8]. Их боевое применение автору неизвестно , скорее это памят - ник соревнованию противоборству - ющих держав . Однако и такие раз - работки отечественного военпрома способствовали развитию техниче - ской мысли по совершенствованию БПЛА . Переоборудованные из типич - ных моделей беспилотники - развед - чики и бомбардировщики были и в странах НАТО . С первых разработок привычной нам схемы мультикопте - ров уделяли внимание системе стаби - лизированной подвески для фиксации и закрепления оборудования и груза . В современных моделях можно гово - рить о высокой стабилизации подвески с компенсацией колебаний и разворо - тов БПЛА по осям . Теперь поговорим о проблемных вопросах современных технологий . Методы защиты от проникновения БПЛА Система « Серп - ВС » позволяет воз - действовать как на сигналы гло - бальных навигационных спутнико - вых систем – GPS, ГЛОНАСС , Galileo и BeiDou, так и на сигналы управле - ния БПЛА в диапазонах 2,4 и 5,6 ГГц , используемых в сетях Wi-Fi [7]. На рис . 13 представлен внешний вид системы « Серп - ВС ». Разумеется , таких реализованных разработок несколько , а устройство « Серп - ВС » рассмотрим как относи - тельно безопасный пример ( чтобы не рассматривать реальные и засекречен - ные устройства , применяемые в РЭБ сегодня ). По заявлению разработчи - ков устройства , оно может подавлять БПЛА на 360° по горизонтальной оси . По вертикали устройство воздейству - ет на БПЛА - нарушитель в секторе от 10° до 80°. Также предусмотрена воз - можность управляемого сектораль - ного подавления . Режимы работы в каждом из 4 азимутальных секторов задаются независимо друг от друга . Потребляемая мощность устройства не более 150 Вт , а дальность действия – до 3 км . Связь с собственным пунктом управления осуществляется по сети Рис . 12. Внешний вид аппарата VZ-7 американского производства , 1958 год Рис . 13. Внешний вид « Серп - ВС » – системы подавления радиочастот управления БПЛА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy