Современная электроника №1/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 12 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 1 / 2024 Ethernet посредством оптоволоконно - го канала . Таким образом , понятно , что устройство « Серп - ВС » предназначено для борьбы с несанкционированным нарушением воздушного пространства со стороны БПЛА на расстоянии до 3 км . Однако это крайне малый ради - ус покрытия , в то время как необхо - дим как минимум в 2 раза больший . Далее разработчики заявляют , что «“ Серп - ВС ” способен подавить канал управления беспилотником , разорвать связь с оператором , вывести из строя навигационное оборудование , дезо - риентировать дрон в пространстве и сорвать выполнение полётного зада - ния . Система нейтрализует сигналы GPS, ГЛОНАСС , Beidou ( в диапазонах L1, L2, L5), а также разрывает управле - ние дронами по Wi-Fi». Ну , это совсем уже « детский лепет », и далее давайте рассмотрим , почему . Методы повышения « выживаемости » БПЛА в условиях активной РЭБ Методы борьбы с БПЛА , как заявле - но разработчиками « Серп - ВС », касают - ся выведения из строя навигационного оборудования с целью нарушить ори - ентацию БПЛА в пространстве . А пре - одолевается это следующим образом ( говоря упрощённо ): « ошибка » по элек - тронной инерционной системе нака - пливается быстро , но достаточно обе - спечить тот же маршрут – удержание на цели с точки потери сигнала GPS с запасом по времени – до возобновле - ния связи со спутником . Таким обра - зом , « защищённый » БПЛА должен уметь лететь по выбранной траекто - рии самостоятельно некоторое время в зоне действия средств РЭБ , как про - стейший вариант с прокладкой марш - рута по ПО «Adupilot Mission Planer». Рассмотрим пример заранее запро - граммированного маршрута БПЛА « лететь на высоте 300 м , 2 км вперед , потом 1,5 км вправо , потом снижать - ся до окончательного завершения про - граммы или – вариант – вернуться в точку старта ». Для этого нужна толь - ко качественная инерционная систе - ма автономной навигации ( работаю - щая временно без связи со спутником ). Вариативно возможно использовать ФАР из патч - антенн . Вообще , разра - ботка новой системы инерциальной навигации может принести огромные дивиденды . Убеждён , что над этим уже трудятся специалисты отрасли . Ещё одним вариантом противодействия системам защиты является полно - стью автономный режим полета БПЛА , включающийся по команде оператора или автономно за несколько киломе - тров до объекта воздействия . В таком случае – при полном отключении элек - тронного и навигационного оборудо - вания в условиях « последней мили » – БПЛА представляет собой просто сна - ряд без « электроники », летящий без манёвров и корректировок высоты , подобно обычному снаряду , следова - тельно , не подверженный влиянию устройств глушения . Если обеспе - чить полёт мультикоптера в автома - тическом режиме , по азимуту и « по ветру », то потери в точности местопо - ложения будут значительными . Ветер может сносить и крупные пилотиру - емые самолеты , управляемые по ILS; опытные летчики гражданской авиа - ции и ВВС подтвердят , что при озна - ченных рисковых факторах по согласо - ванию с оператором на земле самолёты нередко уходят перед посадкой в усло - виях сильного бокового ветра на вто - рой круг . То же касается влияния рас - сматриваемых особенностей на БПЛА . Сегодня для повышения выжива - емости БПЛА , в частности , изуча - ются вопросы установки радиосвя - зи с псевдослучайной перестройкой рабочей частоты ( ППРЧ ), чтобы воз - можное устройство глушения в охра - няемом периметре радиоканала не влияло на курс и задачи БПЛА . Одна - ко это уже профессиональный уро - вень и компетенция разработчика , эле - ментная база военпрома , недоступная для сборки устройства « на коленке ». Достаточно мощная система с ИИ на борту в сочетании с видеокамерами и многоканальным GPS), хотя и будет сопоставима с ценой качественно - го лазерного гироскопа , для инерци - ального наведения всё же обеспечит БПЛА улучшенную защиту . Доволь - но спорной является идея ориентиро - вать БПЛА на запеленгованный сиг - нал устройства глушения . Несмотря на то что это можно сделать при мощ - ности передатчика 150 Вт на частоте L1, для этой частоты ширина полувол - новой рамки примерно 9 см , и пелен - гующую антенну вполне можно раз - местить на « дешёвом » БПЛА . Вопрос этот требует дополнительных исследо - ваний : будет ли эффективным в соот - ветствии со стратегическими задачами попадание БПЛА в устройство глуше - ния , расположенное не в центре , а по периметру « охраняемого » объекта ? Ещё один вариант достижения муль - тикоптерами цели может быть таким . Не один , а два « аппарата » используют на высоте 2–3 км ; при подлёте к объек - ту один БПЛА остаётся на своей траек - тории и в полётном « эшелоне », а дру - гой снижается и принимает команды от первого , как ретранслируемые от основного пункта управления или локальные , непосредственно от нахо - дящегося на высоте БПЛА . Разумеется , в подобной связке может быть не два мультикоптера , а 22… И этот вариант – одна из причин вновь задуматься о безопасности объекта методами РЭБ , совершенствуя их . Варианты повышения надёжности средств РЭБ Рассматриваемое устройство и подобные ему рассчитаны на услов - но простое неглубокое прикрытие от несанкционированного проникно - вения незащищённых ( в части РЭБ ) БПЛА . Система , таким образом , рас - считана на мультикоптеры граждан - ского назначения и « бытовые » вари - анты , адаптированные для иных задач . Однако навигационное оборудование , установленное на небольших БПЛА , – 6- канальный акселерометр , магнитный компас и баровысотомер являются про - стейшими элементами , повлиять на них с помощью глушения радиочасто - ты нельзя . В целях повышения надёж - ности защиты территории и воздушно - го пространства вблизи охраняемого объекта уместно рассматривать ту же систему как элемент защиты , то есть необходима установка их ( в том числе однотипных ) по периметру и радиусу 15–20 км . Такая защита была бы более надёжной . Но этот путь хоть и возмо - жен , однако значительно удорожает весь комплекс защитных мероприятий , организуемых с помощью « Серп - ВС » и аналогичных по техническим харак - теристикам устройств . А пока систе - ма представляется полумерой , то есть способна , несомненно , защитить воз - душное пространство и территорию от « любительских » мультикоптеров , к примеру , с платой управления , пред - ставленной на рис . 3 ( в начале статьи ), но она бесполезна против професси - ональных БПЛА , оснащённых мно - гоуровневой защитой . Как полумера и паллиатив эта система лучше , чем ничего , однако надо иметь в виду все рассматриваемые факторы и условия её эффективности и понимать , что она не только не панацея от несанкциони -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy