Современная электроника №1/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 13 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 1 / 2024 рованного проникновения БПЛА , но и может быть банальным имитатором освоения отпущенных больших мате - риальных средств под вполне конкрет - ные ТУ защиты объекта для заинте - ресованных лиц . Другим вариантом защиты от БПЛА может являться уста - новка систем глушения воздушного , а не только наземного базирования , к примеру , на высоких мачтах , установ - ленных за несколько км от объекта и по периметру . Таким образом защищён - ность объекта повышается . Устройство глушения радиочастот передатчиком условно большой мощ - ности – 150 Вт – работает по принци - пу вторичного сигнала на известной частоте и создания электромагнит - ных помех . Расчёт на то , что подоб - ные помехи затруднят связь БПЛА по спутниковому каналу для контро - ля собственного местоположения летящего устройства . Сигнал будет принят с опозданием на несколько секунд – это уже значительно снизит точность и результативность приме - нения БПЛА . Трёхсекундное запазды - вание в приёме сигнала может иметь последствия смещения БПЛА на кило - метры . Разумеется , в БПЛА опреде - лённого назначения будут встрое - ны системы не только дублирования отслеживания координат , но и « авто - пилот », держащий заданный курс в расчёте на то , что связь со спутника - ми временно недоступна . В этой свя - зи противодействуют две концепции « нападения » и « защиты » оборудова - ния , идёт непрекращающееся сорев - нование специалистов - разработчиков по купированию методов противодей - ствия противной стороны . Учитывает - ся и то , что профессиональные БПЛА с условно военным назначением име - ют установленную защиту от глушения радиочастот , в которой задействова - ны несколько резервных каналов свя - зи . Передаваемый со спутника нави - гационный сигнал GPS содержит 3 модулированные несущие частоты : L1 с центральной частотой 1575,42 МГц (154 – f0), L2 с центральной частотой 1227,6 МГц (120 – f0) и L5 с централь - ной частотой 1176,45 МГц (115 – f0), где f0 = 10,23 МГц [7]. « Генераторы - глу - шилки » стоят условно недорого , а уси - лители мощности расширяют зону их действия . Причём « глушитель » меша - ет приёму высокоточного сигнала , если расположен недалеко от БПЛА , даже если глушение происходит на смеж - ных ( неточных ) радиочастотах . Систе - ма защиты наводит помехи на извест - ных частотах в радиусе 3 км . По сути , устройство может быть полезным для установки по периметру охраняемой территории в коммерческом секторе , « чтобы папарацци с камерами не лез - ли ». Для защиты критической инфра - структуры против профессиональных БПЛА она бесполезна . У БПЛА военного и промышлен - ного назначений передача информа - ции коррекции координат происхо - дит через связь со спутниками условно медленно из - за распределения данных по времени . Это один из проблемных вопросов оперативного дистанцион - ного управления БПЛА , совершен - ствованием которого активно зани - маются разработчики . Высокоточный сигнал со спутников рассматриваемое устройство глушит на 300–500 метров при прямой видимости ( в этой зоне невозможно работать с граждански - ми навигаторами ), при этом смартфон спутники « видит », так как в смартфо - не « навигатор » опирается не только на данные GPS, но и на инерционные дат - чики . Это хорошо видно , когда в тун - неле при потерях связи устройство реагирует на смену траектории / ряда . В современном профессиональном БПЛА такие датчики уже предусмотре - ны в базовой схеме , иначе невозмож - но было бы им управлять . Заметить эту особенность , скажем , наблюдателю - экспериментатору по дорожному нави - гатору , установленному в автомобиле , оперативно затруднительно , посколь - ку в современном « навигаторе » задей - ствован программный « лаг », в периоде которого потеря спутников скрывается . « Система - глушитель » рассчитана на то , что БПЛА перестанет контролиро - вать высоту и пройденное расстояние из - за недостаточной точности контро - ля расстояний на местности ±100 м [5]. Тем не менее датчики успешно справ - ляются с задачей стабилизации полё - та , но не реагируют гарантированно на изменение местоположения в про - странстве под воздействием внешних сил . К примеру , в случае недавней атаки воздушным потоком истреби - теля Су -27 над Чёрным морем БПЛА MQ-9 Reaper это хорошо проявилось . Датчики устойчивости обеспечивают полёт так , что БПЛА ветром не пере - вернётся , но куда его сильным пото - ком ветра снесёт – пока непредсказуе - мо . Однако ветер не может быть 24 часа в сутки … Вариант подмены сигна - ла GPS тоже теоретически существу - ет , но , скорее , для простейших БПЛА . К примеру , можно рассматривать вопрос о подмене сигнала с тем , что - бы БПЛА получил заместительный и мощный сигнал от аналогов спут - ников , но расположенных на земле в виде устройств глушения – генера - торов соответствующих частот в диа - пазонах GPS L1, L2, L5. Непрофессио - нальный « одноразовый » мультикоптер без соответствующей защиты против РЭБ такой подмены не обнаружит , а перепрограммировать его не будут , ибо нерентабельно ; проще послать несколько дешёвых с расчётом , что хотя бы один долетит . Рассмотрим следующую иллюстра - цию . Для самостоятельного изготовле - ния устройств на ESP8266 с управлени - ем по Wi-Fi любыми подключёнными электронными устройствами , в том числе БПЛА , можно ознакомиться с рекомендациями в [12]. Причём завер - шать можно конкретные соединения , т . е . выборочно . При работе с коррек - тно адаптированной антенной и уси - лителем мощности расстояние воздей - ствия значительно увеличивается , и на приведённом примере можно понять , как работают системы , блокирующие сигналы по Wi-Fi. Что касается рассмо - тренного устройства , сфера его приме - нения представляется ограниченной . То есть оно предназначено против исследователей частной собственно - сти или отпугивания папарацци , но не против « байрактаров » и серьёзных целей защиты . Перечень практического исполь - зования беспилотных комплексов , среди которых силой технической мысли разработчиков совершенству - ются самолётные , мультироторные , вертолётные и другие БПЛА ( аэроста - ты , конвертопланы ), далеко не полон . Возможность получения видеопотока из эпицентра событий в режиме реально - го времени без угрозы для жизни опе - ратора активно используется журнали - стами . Один из безопасных примеров – репортажи со спортивных мероприятий в условиях « растянутых » расстояний – велогонки , соревнования по гребле и яхтенные регаты , а также марафонские забеги и др . Беспилотники доставляют медикаменты в районы стихийных бед - ствий и военных действий . Мультикоп - теры успешно используются для поиска людей и судов , попавших в аварийную ситуацию , « патрулирования » пригра - ничной территории . Беспилотники способны перехватывать информацию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy