Современная электроника №1/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 1 / 2024 Мультикоптеры : помощники или угроза ? Беспилотные воздушные суда ( БВС ), беспилотные летательные аппараты ( БПЛА ) и беспилотные авиационные системы ( БАС ) как устройства современной электроники и микропроцессорной техники стали совершенной реальностью . Как инструмент , он может использоваться по - разному . Поэтому специальные разработки ведутся как в области совершенствования радиоэлектронной борьбы ( РЭБ ) против БПЛА малых форм , так и для защищённости БПЛА от воздействия средств РЭБ . История развития направления и совершенствования систем – предтечи современных мультикоптеров – полна интересных технических решений и экспериментов , узнать о которых подробнее предлагается в статье . Андрей Ласорла Особенности БПЛА малого форм - фактора Развитие БПЛА привело к тому , что небольшие летательные аппа - раты производства КНР стали дора - батывать и использовать для раз - ных целей , включая видеосъёмку без санкции , элементы частного и промышленного шпионажа и др . На высоте 50–300 метров такой аппарат затруднительно обнаружить визу - ально : он невидим и неслышен , его невозможно сбить « из рогатки ». На рис . 1 представлена иллюстрация дистанционного управления мульти - коптером ; он находится над крышей дома , чуть ниже « белого облачка », однако его почти не видно без спе - циальных приспособлений ( монокля или бинокля ). Поэтому для защиты от такой « напа - сти » применяют средства РЭБ , про - стейшие из которых – электронные глушители , настроенные на опреде - лённую частоту . Управление люби - тельских мультикоптеров в основном прои c ходит на частоте 2,4…2,5 ГГц . Стоимость « любительского » мульти - коптера с относительно качественной видеокамерой составит 7000–12 000 ₽ , она сопоставима со стоимостью носи - мого устройства глушения с ценой 15 000–20 000 ₽ [3]. Поэтому считается , что средства РЭБ для защиты от малых БПЛА являются эффективным инстру - ментом противодействия . Конечно , называть БПЛА , будь он даже самый простой , квадрокоптером или дроном не вполне верно . Первое , поскольку давно уже не является типичной толь - ко 4- винтовая модель БПЛА , есть и 6-, и 8-, и 10- моторные устройства . Поэтому название « мультикоптер » более кор - ректно . Второе , потому что « дрон » – не пилотируемый человеком летатель - ный аппарат , схема управления кото - рым не обязательно конфигурирует с использованием нескольких верти - кально - ориентированных винтовых приводов ( как у типичного вертоле - та ), но может быть и типично « само - летной »: с одним или несколькими винтами , ориентированными в гори - зонтальной плоскости ; отсюда « дрон » – скорее сленг , чем профессиональный язык . Более полувека прошло со времени тестовых испытаний первых мульти - коптеров , за этот период появились новые достижения в области матери - аловедения с результатом в виде проч - ных и легких полимеров , существен - но уменьшающих вес конструкции . Новые технологии в области совре - менной электроники и микропроцес - соров обеспечили базу для разработок стабильного управления винтокрылы - ми устройствами . Сегодня простым « любительским » мультикоптером может похвастаться любая семья , при - том что цена его невелика , а « содер - жание » умещается в одной небольшой плате управления . Необходимо заме - тить , что ещё с 2016 года в России муль - тикоптеры массой более 250 г запре - щены к эксплуатации без регистрации ( лицензирования ) в ФСБ [11]. Разно - образие конструкций БПЛА и их агре - гатов предопределяет множество тех - нических решений по автоматизации управления их движением , особенно - стям конструктивного выполнения и организации способов управления . Они отражены в патентных докумен - тах , принадлежащих организациям и частным лицам из ведущих промыш - ленно развитых стран . Поскольку принцип действия и управления почти всех мультикоптеров одинаков , разни - ца только в назначении , функционале , габаритах , массе и качестве оборудо - вания ( в том числе защиты от РЭБ ), уместно рассмотреть их на примерах одного мультикоптера . На рис . 2 пред - ставлен внешний вид мультикоптера Рис . 1. Автор управляет мультикоптером над частной территорией Рис . 2. Внешний вид мультикоптера « бытового » назначения модели Syma X8C

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy