Современная электроника №1/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 9 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 1 / 2024 развития мультикоптеров в последу - ющие годы определялись разработ - кой микроконтроллеров и ПО , адап - тированного к разным устройствам : от бюджетных игрушек до професси - ональных платформ для видеосъём - ки , спасательных , полицейских , при - родоохранных и других операций , в том числе для журналистских задач . Таким образом , развитие микропро - цессорной техники определило разви - тие производства БПЛА , а не наоборот . Gaui, DJI, XAircraft и другие производи - тели использовали свои возможности и производственную базу для полно - го и условно независимого от конку - рентов цикла : с собственной линей - кой МП и ПО к ним . По другому пути пошли компании MultiWii, KaptainKuk, ArduCopter ( и др .), ориентирующиеся на разработки МП на открытой плат - форме « электронного конструктора » Arduino, что несомненно разнообра - зило конфигурационные возможности выпускаемого оборудования , но этот путь менее оригинален и защищён . В российском производстве , кото - рое долго запускалось , но всё же раз - родилось собственными разработками на основе модулей из КНР и платфор - мы Arduino, первые профессиональные аппараты несколько запоздали , но тем не менее они есть . О бытовых или « дет - ских » мультикоптерах , рынок которых расширялся многообразно и бескон - трольно , свидетельствовать бессмыс - ленно как о жалкой реплике действи - тельно стоящих БПЛА . Всё это было актуально до введения ограничений на использование в гражданских целях мультикоптеров определённых характе - ристик , что случилось на рубеже 2012– 2016 гг . В настоящее время в РФ запре - щено без соответствующей лицензии применение мультикоптеров с высотой полета более 250 м и весом более 250 г . Что касается профессиональных моде - лей , уместно рассмотреть БПЛА Delta Drone H1600H ( рис . 10) стоимостью с комплексом управления чуть более 1 млн рублей , обеспечивающий монито - ринг с покрытием расстояния до 100 км в течение 5 часов непрерывного полёта . Мультироторный БПЛА гибридно - го типа H1600-H производства отече - ственной компании R7 Technology, называемый также гексакоптером с гибридной энергоустановкой , сочетает в себе мощную энергоустановку – бен - зиновый двухтактный мотор с электро - генератором , гарантирующий высокую производительность . Фюзеляж лета - тельного аппарата выполнен из ком - позитных материалов , обеспечиваю - щих одновременно высокую прочность и малый вес . При небольшом соб - ственном весе он может нести полез - ную нагрузку до 7 кг , не считая ёмко - сти бензинового бака в 10 литров . Это одно из первых сделанных в России условно мощных устройств с привле - кательными для пользователя харак - теристиками , претендующих на про - фессиональный уровень . АКБ БПЛА состоит из литий - полимерных эле - ментов . Полностью заряженная АКБ имеет напряжение 25,2 В . В комплект поставки оборудования входит заряд - ная станция . При габаритах устройства 1,6×1,6×0,68 м 6 электродвигателей обеспечивают взлёт и посадку в вер - тикальной плоскости , радиус действия ( уверенного управления ) и стабильной передачи видео с масштабированием на расстоянии до 13 км . Рабочая высо - та полёта – до 2500 м . Время развёрты - вания комплекса до полной готовно - сти управления – 12–15 мин . Условия уверенной эксплуатации допускали работу при воздействии температу - ры окружающего воздуха в диапазоне –20…+40° С , боковом ветре до 8 м /c и в условиях умеренных осадков – дождя и снегопада . При заявленном ресур - се БПЛА в 50 полетов не повернётся язык назвать его « одноразовым ». Это одна из моделей пятилетней давности . Сегодня рынок мультикоптеров значи - тельно разнообразнее . Современный БПЛА с форм - фактором мультикоптера характери - зуется следующими параметрами . ● Навигационные огни . ● Два 3- осевых магнетометра . ● Цифровая система телеметрии . ● Система самодиагностики и инерци - альной коррекции . ● Система автовозврата при потере связи . ● Навигационная система СР S/ ГЛО - НАСС /BEIDOU/GALILEO. ● FPV ( видеопередатчик , курсовая ви - деокамера , 720×576 дисплей ). ● НСУ ( наземная станция управления ) на базе планшета с предустановлен - ным ПО для управления , планиро - вания полётного задания и контро - ля за системами БПЛА , ПДУ и даже голосовой информатор . ● Зарядное устройство со встроенным балансиром , позволяющее произ - водить зарядку и разрядку , балан - сировку и мониторинг напряжения на каждом элементе отдельно . ● Рабочий ресурс комплекса 3 года . ● Ресурс АКБ – 250 циклов заряд / раз - ряд . Современные тенденции А пока в СМИ активно обсуждают темы создания современных отече - ственных беспилотников с крейсерской скоростью 195 км / ч , высотным потол - ком 3000 метров и расстоянием покры - тия до 600 км . Модель , получившая название по первым буквам : « транс - портная авиационная многофунк - циональная платформа » ( ТрАМП ) – имеет специальное оборудование для наблюдения с хорошей оптикой и мас - штабируемым функционалом съёмки с подвеской для ударной нагрузки , кото - рой может быть что угодно , по весу , не превышающему 250 килограммов . Эти сведения приведены в [1]. По тех - ническим параметрам описываемая модель превосходит рассмотренный выше БПЛА Delta Drone H1600H по весу возможной транспортной нагруз - ки . Однако до появления сведений о корректных испытаниях новой модели я бы воздержался от суждений на сей счёт в связи с российскими традиция - ми заявлять наперёд о том , что долж - но сначала быть апробировано , испы - тано , а затем только войти в серию . Из пресс - релизов 2023 года также следует , что в России создаётся новая система государственного опознавания « свой – чужой » для малых БПЛА . К слову , для Рис . 10. БПЛА Delta Drone H1600H образца 2018 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy