Современная электроника №2/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 20 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 2 / 2024 Будущее летательных аппаратов с электрическими силовыми установками Воздушное такси , как пассажирское , так и грузовое ( и иных назначений ), – неизбежная повседневность следующего десятилетия . Проблемы снижения вредных выбросов СО 2 в атмосферу , безопасности и скорости полётов волнуют многих . В статье рассмотрены направления развития инженерной мысли разработчиков самолётов , вертолётов , коптеров и дирижаблей на электрической тяге , их перспективы , достоинства и недостатки . Вадим Экземплярский Аэротакси (Air Taxi), или воздуш - ное такси (Flying Taxi), – это транс - портные услуги по перевозке пас - сажиров на короткие расстояния с помощью малых воздушных судов . В отличие от беспилотных летатель - ных аппаратов ( БПЛА ), беспилотных воздушных судов ( БВС ), коптеров – все - го того , что объединено англоязычной аббревиатурой UAV (Unmanned Aerial Vehicle), – аэротакси уже не вызыва - ют благоговейного восхищения , кото - рое сопровождало первые паровозы 200 лет назад . В 2023 году говорят о том , что в 2027 году аэротакси будет почти повсеместным . При этом вдох - новляющие идеи о создании инфра - структуры аэротакси с электрически - ми силовыми агрегатами не утихают с середины ХХ века . Главным преиму - ществом ещё не существующей техно - логии считался выигрыш во времени . Теперь к экономии времени добави - лись доступность и экологичность , а также то , что двигатели винтокрылых машин могут позиционироваться не только в вертикальной плоскости ( как у вертолёта , дрона или мультикоптера ), но и менять угол наклона , в том чис - ле уже в полёте , до 90°, как в классиче - ском самолёте ; именно такие перспек - тивные разработки ведутся сегодня . Короткие авиаперелёты на расстоя - ние до 120 километров практиковали и в Европе , и в Австралии , и в США . Но билет в один конец в Мельбурне сто - ил 10% от недельной зарплаты гражда - нина страны , а Лос - Анджелесская вер - толетная компания (LAA, Калифорния ) применяла до 1971 года модель вертоле - та Sikorsky S-76C, вмещающую 28 чело - век ,– настоящаялетающаямаршрутка [3]. Поездка обходилась в ($80 по курсу 2023 года . Потому клиентами были обе - спеченные предприниматели , полити - ки и богатые туристы . Воздушный транспорт – не новая идея для такси и частных перевозок . Вертолёты и даже дирижабли давно используют в Европе и США . Компа - нии и частные лица , имеющие доста - точный капитал , пользуются вертолёта - ми , почти как такси , с 70- х гг . ХХ века . Сервис воздушного такси в постоян - ном ( не тестовом ) режиме запустили в Лос - Анджелесе , Далласе и Мельбур - не ( Австралия ). Программа , названная Uber Air ( Австралия ), по замыслу раз - работчиков , обеспечит перелёты между пригородами и внутри городов . Современные реалии Первым проектом Uber (2019 г .) стал трансфер из аэропорта в Нью - Йорк . Компания Joby анонсировала аэротакси быстрым и доступным , но поездка на метро в Нью - Йорке ока - залась на 3 минуты быстрее и на $223 дешевле . Тем не менее у проектов аэро - такси есть ряд нерешённых проблем , а кое - где и сопротивление общественно - сти , обеспокоенной безопасностью воз - душного пространства и вопросами его регулирования . Федеральное управле - ние гражданской авиации FAA ( США ) разработало глобальный план разви - тия воздушного такси к 2028 году [3]. Так , в 2022 году на базе Университе - та Северного Техаса протестирован первый воздушный коридор в рамках проекта беспилотного аэротакси , а в 2023 году в аэропорту Гринпорт ( Техас ) продемонстрировали выставочный зал для моделей eVTOLs. Также планиру - ется создать « зелёный » вертопорт / дилерский центр для электрических вертолетов с нулевым уровнем вред - ных выбросов ( рис . 1). Расположение зданий и потоки воздуха , особенности порывов ветра в определённых районах влияют на возможности размещения и эксплуа - тации вертодромов . Развитие направ - ления зависит от возможности постро - ить и эксплуатировать сотни площадок посадки - высадки в мегаполисах и при - городах . Пока для вертодромов выби - рают специальные точки на местности , учитывая , что внезапные порывы ветра создают угрозу для безопасности аэро - такси и могут привести к нештатной ситуации . Электровертолёты eVTOLs С применением eVTOLs (Electric Vertical Takeoff and Landing) неболь - шие воздушные суда на электриче - ской тяге с возможностью вертикаль - ного взлёта и посадки приблизились к гибриду самолёта , вертолёта и муль - тикоптера . Устройства , управляемые Рис . 1. Проект вертопорта на базе аэропорта Гринпорт , Техас , США

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy