Современная электроника №2/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 21 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 2 / 2024 Рис . 2. Экосистема воздушного транспорта Рис . 5. Внешний вид электровертолёта ( аэротакси ) Midnight Рис . 3. Вид электровертолёта Joby S4 человеком , в том числе с функцией автопилот имеют особенности : осна - щаются электрическим приводом и отличаются использованием мощных литий - ионных аккумуляторов . Акку - муляторные батареи – главный компо - нент электрической силовой установки для eVTOL. Поэтому перспектива аэро - такси во многом зависит от прогресса в производстве литий - ионных АКБ . В 2023 году уверенная ( с запасом ) даль - ность полёта имеющихся моделей пока ограничена ; в сравнении с классиче - ским вертолётом она составляет при - мерно 80 км против 800 км [2]. Однако есть преимущество : верти - кальные взлёт и посадка позволяют экономить энергию и использовать даже небольшие пространства ( крыши домов , морские и наземные платформы и небольшие площадки ), что особен - но актуально в мегаполисах . В основе конструкторской мысли – управление с помощью пропеллеров и несущих винтов , статичных и наклоняемых для достижения манёвренности . Поэтому устройства для перевозки людей и гру - зов стали называть электровертолёта - ми , условно бесшумными из - за приме - нения электродвигателей . Более того , станции для зарядки аккумуляторов используют электричество из возобнов - ляемых источников . Крайне важен и параметр « плотность энергии аккуму - лятора » ( Вт · ч / кг ) – условная энергоём - кость при определённых массе и объё - ме . Чтобы выдерживать конкуренцию с привычными видами авиатранспорта , устройства eVTOLs используют относи - тельно лёгкие аккумуляторы с высокой плотностью . Это позволит преодоле - вать расстояние по воздуху без подза - рядки и повысить вместимость транс - порта . Одним из ключевых факторов развития « воздушного такси » заявля - ется доступность и стоимость перелё - тов до $10 за 1 милю (1,61 км ). Имен - но поэтому дороговизна услуг зависит от цен на аккумуляторы , стоимости инфраструктуры вертопортов и обору - дования для зарядки электровертолё - тов . Если плата будет слишком высока , воздушное такси может остаться при - вилегией для миллионеров . Экосисте - ма предприятия воздушного транспор - та представлена на рис . 2. Некоторые модели электровертолётов Известной и перспективной в вопро - сах сертификации оборудования явля - ется компания Joby Aviation из Кали - форнии ( США , основатель компании – Джобен Бевирт ), выкупившая наработ - ки Uber в 2020- м . С момента основания в 2009 году Uber Elevator занимались раз - работкой литий - ионных аккумуляторов и электродвигателей . На рис . 3 представ - лен вид электровертолёта Joby S4. Электровертолёт рассчитан для полё - та на расстояние до 240 км без подза - рядки и развивает скорость до 320 км / ч , имея небольшую вместимость : 4 пасса - жира . « Плотность » АКБ для силовой установки – 300 Вт · ч / кг , она охлаж - дается с помощью специальных пла - стин , установленных между элемен - тами ( рис . 4). Компания Archer Aviation ( Кали - форния , США ) уже подписала кон - тракты по развитию инфраструктуры аэротакси с Японией и Южной Коре - ей . Имеются собственные разработ - ки электровертолёта Midnight ( рис 5). Технические характеристики таковы : до 160 км без подзарядки при макси - мальной скорости 161 км / ч . Отличи - тельное преимущество – подзаряд - ка между полётами , которая должна составить 10 минут . Салон вмещает 4 пассажира [3]. О необходимости и реализованных проектах « быстрых » ЗУ следует сказать особо . В устройстве адаптера зарядки используются мощные транзисторные ключи со сверхмалыми остаточными напряжениями , отдающие излучатель - ную индукционнуюмощность 15–20 кВт / 200 МГц / 200 В . Проблема решается Рис . 4. Особенности охлаждения силовой установки Экосистема аэромобильного транспорта 1 – Производство летательных аппаратов 2 – Ремонтные службы 3 – Диспетчерская служба 4 – Генеральный инфраструктурный застройщик 5 – Управление портом 6 – Вспомогательные службы 7 – Связь 8 – Навигация 9 – Застройка 10 – Мультимодальные перевозки 11 – Регулирующие органы 12 – Клиенты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy