Современная электроника №2/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 22 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 2 / 2024 применением мощных GaAs MOSFET с рабочим напряжением 400–600 В , работающих в импульсном режиме с длительностью меньше 0,1…0,5 мкс с мультифазным параллельным вклю - чением ( режим « наложенной » скваж - ности ), по существу , это индукционная ВЧ блок - плита с ВЧ - индуктором . Мощ - ные СВЧ MOSFET- ключи с « циклоид - ными » GaAs SBD отличаются тем , что носители заряда движутся в твердотель - но - вакуумном межфононном простран - стве по спирали , избегая фононного или электронного рассеивания ( улуч - шение подвижности электронов μ n). Такие элементы – относительно новое техническое решение , они реализуются на кристаллах GaAs с квантово - точеч - ными магнитными центрами на осно - ве атомов лантаноидной группы табли - цы Менделеева [5]. Конкуренцию Joby и Archer Aviation составляют и другие компании , специ - ализирующиеся в области воздушно - го транспорта : ● Supernal ( Вашингтон ), дочерняя ком - пания Hyundai Motor Group, приме - няющая в конструкции аэротакси термопластичный углеродный ком - позит ; ● Wisk Aero ( Калифорния ), купленная Boeing и представившая уже 6- й про - тотип аэротакси ; ● EHang ( Нью - Йорк ) принадлежит КНР и развивается на азиатском и американском рынках . Идеей аэротакси « загорелись » не только американцы . В Германии раз - работкой eVTOLs занимаются старта - пы Lilium с пятиместным Lilium Jet и eVolo с Volocopter, отличившимся ори - гинальным конструкторским решени - ем , делающим аэротакси похожим на дрон за счёт корпуса в виде осы , поверх которого установлена круглая рама с лопастями ( рис . 6). Таким образом , частные и малые воздушные суда становятся более манёвренными , быстрыми и удобны - ми . Однако повсеместный запуск сети аэротакси встречается с проблемами не только в технической , но и в право - вой областях . Немаловажным крите - рием служит мнение общественности ( особенно в США , где протестующие жители Сан - Франциско бойкотиро - вали автобусы Google). Относительно привычных вертолетов eVTOLs доволь - но тихие , но на малых высотах шум будет слышен на земле , что потенци - ально может разозлить жителей и без того шумных городов . Кроме того , раз - работчики активно развивают идею с автоматическим управлением воздуш - ного транспорта : не каждый согласит - ся , чтобы у него над головой летали « вертушки » без пилотов . Недоверие к новому виду транспорта может возник - нуть и из - за устоявшейся репутации вертолётов . Уязвимым местом являют - ся поверхности для посадки - высадки : компании планируют использовать крыши промышленных и жилых стро - ений , что не вполне безопасно . Пока - зательный пример – катастрофы с уча - стием вертолёта упомянутой выше компании LAA в Нью - Йорке в 1968 и 1977 годах сломанная стойка шасси привела к опрокидыванию вертолё - та на крыше , некоторые жертвы были изрезаны лопастями . Шанс выжить в вертолетной аварии оценивается как низкий – не более 50%. Для автомоби - лей принимают к сведению количе - ство аварий в расчёте на километры и мили , для вертолетов – на налётан - ные часы . В России вертолёты тоже считают небезопасным видом транс - порта . Тем не менее в коммерческих перевозках случается гораздо меньше аварий , чем в частных , даже если учи - тывать статистику ( США ), свидетель - ствующую о том , что вертолеты в 85 раз (!) опаснее наземного транспорта . При этом воздушное логистическое про - странство загружено намного мень - ше наземного и подземного ( метро ). К слову , Ларри Пейдж , сооснователь Google, свой проект воздушного такси Kittyhawk закрыл . Доверие , безопасность и сертификация Проблематика сертификации воз - душных судов и их отдельных компо - нентов , а также урегулирование без - опасности – актуальная повестка для аэротакси . Сертификацией воздушно - го транспорта в США занимается Феде - ральное управление гражданской ави - ации – FAA. Изначально воздушные суда приравнивались к « малой ави - ации », сейчас же для них внедрили специальную категорию . Европей - ское агентство по безопасности полё - тов EASA опережает американцев : правила и руководства сертификации относительно годности , лицензирова - ния пилотов и эксплуатации eVTOLs выпущены еще в 2020- м [2]. Эксплуа - тация летательных аппаратов на высо - тах до 500 метров в процессе урегули - рования и сертификации и создание необходимой правовой и технической инфраструктуры при лоббировании своих интересов заинтересованны - ми сторонами займёт немного време - ни . Управление гражданской авиации США уже выпустило временные тре - бования к безопасности полётов рас - сматриваемого сегмента воздушных судов и заканчивает проектирование сертификации eVTOLs. Для развития отрасли аэротакси необходимо совер - шенствовать следующие направления : ● авиационным регуляторам потре - буются новые системы управления воздушным движением и регламент полётов , чтобы контролировать воз - душную логистику ( рейсы ); ● разработать правила движения транспортных средств как гарант безопасности в небе и на земле ; ● необходимо создать системы пре - дотвращения опасного сближения ( подобно TCAS для самолётов ) и снабдить ими пилотируемые лета - тельные аппараты , а также БПЛА . Последние могут стать потенциаль - ной угрозой безопасности из - за до - ступности и маленьких размеров [4]. Обеспечить безопасное движение в городе помогут электронные датчи - ки : оптические и ИК - диапазона . Они позволят обнаруживать здания , стаи птиц , другой транспорт и молниеносно передавать информацию системе кон - троля и навигации . Непредвиденные Рис . 6. Внешний вид Volocopter от e-Volo

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy