Современная электроника №2/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 23 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 2 / 2024 обстоятельства , такие как изменение погоды , направления ветра , воздуш - ный трафик , должны распознаваться и отрабатываться программным обе - спечением бортовых компьютеров . Но управление не будет совершенным без отлаженной системы связи между транспортными средствами и наземны - ми пунктами . К слову , такой стандарт радио - и интернет - связи для аэротакси в октябре 2023 года разработали в Уни - верситете Северного Техаса . Вероятно , грузоперевозки при помощи электро - лётов получат широкое распростране - ние раньше , чем перевозка людей , ибо к новому типу воздушного транспорта относятся недоверчиво . Но очень скоро производство летающих такси разовьёт - ся , и в крупных городах они станут при - вычным элементом инфраструктуры . Другие пилотные проекты Пилотный проект Lyte Aviation ( Великобритания ) вышел на рынок авиаперевозок с оригинальной раз - работкой : полноценным 44- местным самолетом с 8 традиционными ДВС , но с вертикальным взлётом и посад - кой за счёт поворотных крыльев . Крей - серская скорость превысит 1000 км / ч , а дальность действия – 300 км . В буду - щем этот летательный аппарат плани - руют усовершенствовать , снабдив его водородно - электрической силовой уста - новкой . Цена аппарата в предваритель - ных заказах – около €40 млн . На рис . 7 представлено изображение 44- местно - го электросамолёта SkyBus [8]. Условно вытянутый корпус хромиро - ванного бизнес - джета с двумя парами недлинных крыльев спереди и сзади . На крыльях расположены средних разме - ров двигатели , по 2 на крыло – всего 8. Они выглядят небольшими для само - лёта такого размера . Для вертикального взлёта и посадки крылья поворачивают - ся вместе с пропеллерами вверх , и как только SkyBus оказывается в небе , они принимают горизонтальное положение и разгоняют аппарат до крейсерских скоростей . Уровень мощности сило - вой установки – 3500–5000 л . с . Похо - жие проекты предлагали разработчики других зарубежных фирм , но эффектив - ное решение проблемы управления в условиях сильных порывов ветра , тол - кающих воздушные потоки в верти - кально стоящее крыло , во время взлё - та или посадки найдено не было . Это действительно проблема современных разработок : как справиться с порывами ветра на высоте и в полете , исключить и минимизировать эффект « парусности ». Исходя из последних анонсов , инжене - ры компании Lyte Aviation значитель - но продвинулись в решении этой акту - альной проблемы . Приведём другой достойный вни - мания пример . Калифорнийская ком - пания Universal Hydrogen начинала как поставщик водородного топлива , а затем занялась переоснащением само - лётов , летающих на типичном топливе , авиационном керосине , в экологически чистый воздушный транспорт . « Бомбар - дье Дэш -300» – региональный пассажир - ский самолёт с уникальной гибридной конструкцией силовой установки – тому пример . eVTOL Hyundai начнут летать в США в 2024 году и серийно производиться к 2028- му . Аппараты разработаны для полёта с крейсерской скоростью 190 км / ч и вмещают кроме одного пилота 4 пассажиров . Перспективы развития современных электрических систем в аэротакси Предусматривается создание систе - мы миллиметровой и субмиллиметро - вой локации , навигации , связи , пока не имеющей аналогов в мировой прак - тике [4], [5]: ● оснащение бортовой сверхэнерго - плотной силовой электроникой (IPM до 20 кВт / дм ³); ● СВЧ ВИП для бортовых терагерцевых цифровых систем ( с плотностью до 100 кВт / дм ³) с высоким КПД ; ● оснащение бортовым терагерцевым ( бит / с ) фотонно - фононным CPU; ● микроклимат для Li- батарей в усло - виях зимнего сезона ; ● приборы ночного и теплового виде - ния – днём и ночью ; ● солнечная бортовая батарея с КПД от 28–30% ( до 400 Вт / м ²); ● мультифазные асинхронные элек - тродвигатели , в том числе IPM- асинхронный электропривод ; ● наличие ( кроме ТГц - радаров ) сверх - малогабаритных видео - и ИК - камер обзора местности . Аэротакси , как « летающее крыло » с меняющимся вектором тяги электро - двигателя , в том числе с вертикальным взлётом , должно обеспечивать работо - способность при температуре окружа - ющей среды до +200° С , в перспективе – до +400° С : ● навигационная система – как спут - никовая , так и маячковая ; ● аэротакси разрабатывается с проект - ной скоростью до 500 км / ч ( на асин - хронных мультифазных электродви - гателях ). Ряд проблем безопасности , с которы - ми столкнутся eVTOLs: ● обледенение – невысокая грузоподъ - ёмность делает нецелесообразным размещение на борту противообле - денительной жидкости ; ● электрическое замыкание в услови - ях повышенной влажности ; ● возгорание АКБ ; ● возможная потеря мощности сило - вой энергоустановки во время по - лёта . Привлекательные для инвесторов и пользователей программы опираются на отсутствие сильного шума , выхло - пов в окружающую среду , потребление меньшего количества энергии ( отно - сительно вертолетов с ДВС ) и сниже - ние затрат на техническое обслужива - ние . Внедрение автопилота – ещё один важный элемент безопасности управ - ления полётом . В мире насчитывают более 100 про - ектов , связанных с перспективным проектом Advanced Air Mobility, что говорит о заинтересованности не только инвесторов , но и государств . Так , разрешение на тестовые полеты для Volocopter выдала Саудовская Ара - вия : серия испытаний длилась 1,5 года и успешно завершена на северо - западе Королевства в июне 2023 года . Ведут - Рис . 7. Иллюстрация 44- местного электросамолёта SkyBus

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy