Современная электроника №2/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 24 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 2 / 2024 ся работы и разработки условно лёгких альтернатив тяговым аккумуляторам , которые в настоящее время составляют до 40% взлетной массы электролётов . Таковы вкратце задачи , проблемное поле и решения для нового авиапри - боростроения в области радиационно - стойкой , гиперчастотной , высокотем - пературной и силовой электроники . Дирижабли на электротяге , илиПоловина « Гинденбурга » Дирижабли – особый вид воздуш - ного транспорта , способного быть как пассажирским , так и грузовым . Они использовались в военных , про - мышленных и коммерческих целях с первой декады ХХ века . Современные дирижабли наполняют условно безо - пасным газом , инертным гелием , а не легковоспламеняющимся водоро - дом , как печально известный « Гинден - бург », имевший длину 245 м . А инно - вационные технологии открывают электрическим дирижаблям новые перспективы . Общее в дирижаблях и их различия По общему определению , дири - жабль , или управляемый аэростат , – вид воздушного судна , снабжённого силовой установкой и способного пере - двигаться в заданном направлении с условно значительной скоростью в большом диапазоне высот . Кроме обо - лочки , гондол и двигателя в конструк - ции классического дирижабля предус - мотрена гравитационная ( пассивная и активная в разных моделях ) и аэроди - намическая системы управления ори - ентацией и стабилизацией аппарата . Пассивная гравитационная стабилиза - ция осуществляется по тангажу и кре - ну даже при нулевой скорости полё - та , если гондола ( гондолы ) установлена ниже ( в нижней части оболочки ). Тако - вы примеры аппаратов - анахронизмов эпохи моделей ZR-1 « Шенандоа » на причальной мачте , ZR-3 « Лос Андже - лес », LZ 126 ( Германия ) на тросовом причале , USS Macon ZRS-5 ( США ) для старта с авианосца . В таких дирижа - блях « мягкого » форм - фактора неизме - няемость внешней формы достигалась избыточным давлением несущего газа , постоянно поддерживаемым баллоне - тами – мягкими ёмкостями . Чем значи - тельнее расстояние между оболочкой и гондолой , тем больше устойчивость аппарата к внешним воздействиям . Активная гравитационная стабили - зация и ориентация обеспечивались горизонтальным перемещением вдоль продольной оси аппарата балластно - го груза [6]. Отсюда справедливо мнение , что чем жёстче конструкция дирижабля , тем лучше и безопасней управляемость летательного аппарата . Такие воздуш - ные суда классифицируются по форме : сигарообразные с уменьшенным лобо - вым сопротивлением ( таких большин - ство ); эллипсоидные – в виде эллипсо - ида ( с уменьшенным сопротивлением боковому ветру ); дисковые – в виде дис - ка ; линзообразные – в виде двояковы - пуклой линзы ; тороидальные – в виде тора , предназначенные для использо - вания в качестве воздушного крана или воздушного стартового стола для ракет ; V- образные . Кроме того , существуют варианты обычных монгольфьеров с мотогондолой , позаимствованной от парамотора . Другой вид классификации по запол - няющему газу и типу наполнителя рабочих объёмов оболочки дирижаб - ли : газовые дирижабли , использующие в качестве несущего газ с плотностью меньшей , чем плотность окружающего атмосферного воздуха , при равных тем - пературе и давлении ; тепловые дири - жабли , использующие в качестве несу - щего газа нагретый воздух , плотность которого из - за этого меньше окружа - ющего оболочку воздуха , но темпе - ратура внутри оболочки значитель - но выше температуры атмосферного воздуха ; вакуумные дирижабли , в кото - рых оболочка вакуумирована ( внутри разреженный воздух ); комбинирован - ные дирижабли , к примеру , аэростаты типа « розьер ». Дирижабли , изготавливаемые и экс - плуатируемые до настоящего времени , различаются по типу оболочки : мяг - кие , полужёсткие , с жёстким каркасом . По типу силовой установки : с паровой машиной , с бензиновым двигателем , с электродвигателем , с дизелями , с газотурбинным двигателем . По типу двигателя : крыльевые , с воздушным винтом , с импеллером , турбореактив - ные и , в настоящее время , двухконтур - ные аппараты . По назначению : пас - сажирские , грузовые и специальные ( в частности , военные ). По способу соз - дания архимедовой силы : наполне - нием оболочки газом легче воздуха , подогревом воздуха в оболочке ( термо - дирижабли и термопланы ), вакуумиро - ванием оболочки , комбинированные . По способу управления подъёмной силой условно пассивные летатель - ные аппараты различались система - ми стравливания газа и управления его нагревом , закачкой / стравлива - нием балластного воздуха , сжати - ем и закачкой газа в металлические баллоны и стравливанием подъём - ного газа из металлических балло - Рис . 8. Вид изнутри ресторации на борту дирижабля « Гинденбург » Luftschiff Hindenburg (LZ-129) Рис . 9. Вид на кормовой пропеллер дирижабля «Zeppelin NT» производства ФРГ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy