Современная электроника №2/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 25 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 2 / 2024 нов в рабочие балонеты , изменяемо - му вектору тяги силовой установки , что давало аэродинамические преи - мущества в сравнении с воздушны - ми шарами . Аэродинамическая ста - билизация и ориентация аппарата обеспечивается по тангажу и рыска - нию ( курсу ) при помощи хвостового оперения ( аэродинамических стаби - лизаторов и рулей ) в условиях зна - чительной скорости горизонтального полёта . При незначительной скорости полета эффективность аэродинамиче - ских рулей в дирижаблях « прошлых поколений » признана недостаточной для обеспечения хорошей манёврен - ности аппарата . На дирижаблях ХХ I века применяется активная автомати - ческая система ориентации и стаби - лизации по трём строительным осям , где в качестве исполнительных орга - нов системы применяются поворот - ные винтовые движители ( в кардано - вом подвесе ). Тепловой дирижабль мягкой систе - мы серийно производился в Германии и Франции с 1910 года . Строившиеся в 1930- х годах ХХ века дирижабли с жёст - ким каркасом выглядели как гигант - ские воздушные корабли с дальностью беспосадочного полета до 15 000 км , с полезной нагрузкой до 90 тонн ( пол - ный вес около 200 тонн ). По сравнению с самолетами дирижабли обладают преимуществом : возможностью оста - ваться над определённой областью . В условиях несильных воздушных потоков ( скорости ветра ) они могут держаться в воздухе без затрат горю - чего , остановив двигатели . На рис . 8 представлен вид изнутри ресторана на борту дирижабля « Гин - денбург » Luftschiff Hindenburg (LZ-129), Speisesaal. Новая эра экологически чистых воздушных перевозок « большегрузов » У современных дирижаблей воз - душный винт применяется в качестве рулевого винта . Для сведения , на рис . 9 показан кормовой пропеллер дирижа - бля «Zeppelin NT» производства ФРГ . Этот аппарат эксплуатируется в Герма - нии с 2010 года . Обратим внимание на то , как расположены винты в хвосто - вой части аппарата : перпендикулярно друг другу . Именно с помощью такой системы создаётся управляемый элек - трической тягой аналог руля высоты и горизонтального руля . На рис . 10 представлен вид на про - пеллерную систему управления воз - душными винтами GR-SK. Аналогичных аппаратов в разных странах мира несколько сотен , и их количество растёт . В России на авиа - салоне « МАКС -2007» был представлен дирижабль отечественного производ - ства , который так и хочется назвать аэростатом ( рис . 11). На рис . 12 представлен вид на панель управления AU-30. На рис . 13 представлен вид новей - шего дирижабля на электротяге Pathfinder-1. Дирижабли занимают особую нишу в транспортной архитектуре , не явля - Рис . 10. Иллюстрация пропеллерной системы управления воздушными винтами Рис . 11. Аэростат AU-30 производства РФ Рис . 12. Панель управления аэростатом AU-30 Рис . 13. Вид новейшего электродирижабля Pathfinder-1 на электротяге

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy