Современная электроника №2/2024

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 26 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 2 / 2024 ясь аналогами самолётов и верто - лётов хотя бы из - за способа пере - движения и скорости . Особенность современных дирижаблей в том , что они оснащаются силовыми установ - ками для вертикального взлёта на электротяге , а также электродвига - телями для горизонтального полёта с регулируемым углом наклона при - водов винтов . К примеру , для верти - кального взлёта и посадки дирижабль Pathfinder-1 оснащён 12 электро - двигателями , которые питаются от дизельных генераторов и аккуму - ляторов . А его длина 124,5 метра . Ожидается , что дирижабль сможет развивать максимальную скорость в 120 км / ч . В испытательных полё - тах он будет летать медленнее . Как и другое лётное современное оборудо - вание , рассмотренное в обзоре выше , электрический дирижабль обладает « нулевыми выбросами » углекислого газа и соответствует « высшему эколо - гическому классу », а также вписыва - ется в концепцию сохранения миро - вых экосистем [7]. 8 ноября 2023 года компания LTA Research начала лётные испытания электрического дирижабля Pathfinder на аэродроме NASA Моффетт . Аппа - рат создан с использованием новей - ших технологий . Для заполнения дирижабля гелием используются 13 больших отсеков из нейлонового материала , контролируемых с помо - щью лазерных электронных датчи - ков . Нетипичный летательный аппа - рат имеет жёсткий защитный каркас , обтянутый лёгким синтетическим материалом Tedlar, состоящим из 10 000 полимерных труб , армирован - ных углеродным волокном и соеди - нённых при помощи 3000 титановых втулок . Tedlar – материал из косми - ческой отрасли , обеспечивает и проч - ность , и защиту от внешних воздей - ствий , нагрева атмосферы . Целых 12 электродвигателей с питанием от дизельных генераторов и аккумулято - ров обеспечивают летательному аппа - рату вертикальный взлет и посадку . На рис . 14 представлен вид на каркас дирижабля Pathfinder. Особенности электрического дирижабля Path fi nder-1 Несмотря на то что Pathfinder, оснащённый жёстким типом карка - са , инновационными электронными системами навигации и управления электродвигателями , создан с амбици - озной целью представить альтернативу традиционным средствам транспорта , газ находится внутри каркаса в балло - нах из газонепроницаемой материи . Наполняемость ( суммарный объём баллонов ) – 28 300 м ³ гелия , который находится в прочной полимерной обо - лочке , не боящейся воздействия солн - ца , высоких и низких температур , что даёт новые возможности применения вместительного летательного аппара - та в разных широтах с различными температурными условиями окружа - ющей среды . В начале сентября 2023 года Федеральное управление граж - данской авиации США (FAA) выдало Pathfinder-1 специальный сертификат лётной годности . Сертификат разреша - ет проведение испытательных полётов в районе Моффетт - Филд и аэропорта Пало - Альто над южной частью зали - ва Сан - Франциско . Первые 50 полётов позволят дирижаблю подниматься до максимальной высоты 460 м . Экспе - риментальный сертификат FAA для Pathfinder действителен до сентября 2024 года [7]. Pathfinder-1 способен перевозить 4 тонны груза , помимо экипажа , водяного балласта и топли - ва . Во время полётов 2 пилота нахо - дятся на борту для обеспечения мак - симальной безопасности управления и испытаний , хотя дирижабль может управляться одним человеком благо - даря автоматизации . Перспективы развития электродирижаблей Дирижабли с « нулевыми » выбро - сами углекислого газа в ближайшем будущем займут важное место в транс - портной системе , в том числе для опе - ративной доставки гуманитарной помощи , особенно в случае стихий - ных бедствий , таких как землетрясе - ния и ураганы . В то же время грузовым дирижаблям необходима ещё б о́ льшая грузоподъёмность . Новейшие разра - ботки реализуются с использовани - ем технологий с нулевыми выброса - ми углерода , таких как водородные топливные элементы . В отличие от современных , крупные классические дирижабли ХХ века не были приспо - соблены к посадке на необорудован - ную площадку , и в этом смысле вер - толёт в сравнении с дирижаблем имел преимущества . Ранее эксплуатацион - ные ограничения были обусловле - ны несоизмеримостью управляющих воздействий и ветровых возмущений из - за недостаточной манёвренности . В третьем десятилетии XXI века дири - жабль с электрическими силовыми установками способен взлетать и при - Рис . 14. Вид на каркас дирижабля Pathfinder

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy