Современная электроника №4/2024
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 25 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 4 / 2024 Рис . 1. Датчик уровня давления воздуха в колесе бескамерного исполнения автомобиля Субару Рис . 2. Современный датчик давления воздуха модели CCLGA-7L/ILPS28QSW Рис . 5. Вид активного светового сигнала неравномерного давления воздуха в колёсах Рис . 4. Вид обычного переходника - ниппеля для накачки колёс Рис . 3. Смонтированный на диске колеса электронный датчик с модулем беспроводной связи и « безбатарейным » источником питания модействия элементов беспроводной сети ОТА . При этом датчик герметич - ный , неразборный , не имеет элемен - та питания . На рис . 1 представлен дат - чик образца 2006 года модели TPMS 28103-fl000 контроля давления воздуха в колесе бескамерного типа автомоби - ля Субару Трибека B9 и аналогичных . Для разных моделей семейства Subaru имеются датчики своей моде - ли , к примеру , WX SE10003, аналогич - ные по принципу работы . Такой элек - тронный датчик без элемента питания устанавливается с внутренней стороны диска колеса , его « выход » через отвер - стие в диске направляется наружу , и тем самым выполняет одновременно три функции : подкачка колеса возду - хом , замер давления воздуха в колесе бескамерного типа , передача аналого - вых данных беспроводным способом с помощью маломощного электронного передатчика радиоволн на электрон - ный контроллер всех систем автомо - биля . Такой датчик , по сути , являет - ся измерительным преобразователем с функцией радиопередатчика сверх - малой мощности в СВЧ - диапазоне . На рис . 2 представлен современ - ный датчик давления воздуха моде - ли CCLGA-7L, адаптированный для бытовых нужд . В ILPS28QSW встрое - на функция распознавания аналого - вого концентратора для подключения аналогового входа и преобразования в цифровой сигнал . Кроме того , дат - чик с внешними электродами может использоваться для обнаружения утеч - ки воды [3]. Третье направление перспектив в разработке и производстве радиоло - кационных датчиков – в уменьшении форм - фактора изделий без потери их надёжности . Современный компакт - ный форм - фактор модуля радиолока - ционных датчиков примерно на 30% меньше датчиков , разработанных ранее . Так эффективнее реализуется потенциал безопасности электрон - ных систем беспроводной передачи данных ( радаров ) в электромобилях и автомобилях для повышения без - опасности водителя и пассажиров , а в целом – надёжности конструкции транспортного средства [8]. Условным « минусом » таких датчиков является механическая ненадёжность корпуса . Если крышка -« гайка » из - за длитель - ного неиспользования подкачки « при - кипает » к выводу датчика ( рис . 1), то срывается с резьбы , и подлежит заме - не вся конструкция . Благодаря накопленной в движении ( от вращения колеса ) и затем аккуму - лированной ионистором электроэнер - гии с учётом крайне малого энергопо - требления датчик обеспечивает обмен данными с контроллером , даже если транспортное средство законсервиро - вано ( не ездит ) в течение нескольких лет . Этот электронный датчик с моду - лем беспроводной связи и « безбатарей - ным » источником питания ( рис . 1) для измерения в постоянном режиме дав - ления воздуха в колесе бескамерного типа и жёстко монтируется на диске колеса ( рис . 3). Для сравнения на рис . 4 представлен вид обычного переходника для подкач - ки колёс – без электронной начинки . Эти иллюстрации позволяют отли - чить авто - и электромобили с контрол - лером давления воздуха в колёсах – как элемента системы автоматического контроля , сигнализации и безопас - ности транспортного средства . Взаимодействие радара и датчика Датчик получает ( преобразует ) энергию от поступательного враще - ния колеса и аккумулирует её благо - даря внутреннему накопителю энер - гии – ионистору . Принцип действия ионистора подробно рассмотрен в том числе в [2]. Электронный контроллер принимает аналоговые данные с колёс транспортного средства ( с установлен - ными датчиками радарного типа ), пре - образует сигнал в цифровой вид , и тем самым обеспечивается контроль рав - номерного давления воздуха в шинах ( колёсах транспортного средства ), что является залогом комфортного движе - ния по дороге и безопасности води - теля и пассажиров . Если давление в одном или нескольких колёсах отлича - ется более чем на 2% от других колёс , электронный контроллер вырабатыва - ет для водителя сигнал предупрежде - ния , выводимый на переднюю панель контроля параметров . Этот активный индикатор на табло электронного кон - троля автомобиля Субару представлен на рис . 5. Таким образом , водитель своевре - менно , ещё до фактического ощущения детонации при движении транспорт -
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy