Современная электроника №4/2024
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 58 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 4 / 2024 Первые электромобили отечественного производства Сегодня много говорят о перспективах развития электротранспорта . 8 февраля в Санкт - Петербурге торжественно открыли 224- ю автоматическую электрическую зарядную станцию ( АЭЗС ) для одновременной « заправки » 10 электромобилей [1]. Интересно вспомнить , как 125 лет назад Гатчина стала объектом мирового внимания . Изобретатели , разработчики и другие энтузиасты в области электротехники следили за проходящими в нынешней столице Ленинградской области испытаниями электрического кэба , монорельсовой электрической железной дороги и омнибуса на электротяге . Эти крупицы истории начала X Х века напоминают о важной вехе электрификации отечественного транспорта . И началом её послужила деятельность русского изобретателя Ипполита Владимировича Романова (1864–1944). Галина Морозоватая Гатчина и электротранспорт За 125 лет расстояние , разделявшее Гатчину и Санкт - Петербург , ненамно - го сократилось из - за расширения адми - нистративных границ и комплексной застройки территории мегаполиса и города - спутника , несколько лет назад официально признанного столицей Ленинградской области . На протя - жении веков Гатчина была многим связана с жизнью царских особ , поэ - тому вопросы транспортного сообще - ния между этим городком и столицей были весьма актуальны . Именно с Гат - чины изобретатель Романов планиро - вал электрификацию индивидуально - го и общественного , как назвали бы его теперь , транспорта . Гатчина ( в то вре - мя Гатчино ) – самый удобный поли - гон испытаний для электрифициро - ванных автомобильных перевозок в Петербург и обратно . Биография Ипполита Романова Ипполит Владимирович Романов родился 25 февраля 1864 года в Тбили - си , после 1884 года поступил на службу в Министерство путей сообщения Рос - сийской Империи ( МПС РИ ), канцеля - рия которого располагалась с момента преобразования в 1865 году из Глав - ного управления путей сообщения и публичных зданий в Санкт - Петербурге на набережной реки Фонтанки в доме 117. Идеи проектирования электриче - ского экипажа занимали конструкто - ра с 1881 года . На рис . 1 представлен портрет изобретателя . В те годы в МПС РИ инженеры делились на « штатных » и тех , кто состоял « поминистерству » сверхштата , « а равно находившихся в частных обществах и в земствах ». Обеим категориям были присвоены погоны , но разные . Судить о том , в каком статусе служил И . В . Романов , мы не можем , однако на фото ( рис . 2) изобретатель предстаёт в форме инженера путей сообщения . Зимой 1900 года И . В . Романов подал прошение на имя Августейшей хозяйки Гатчины императрицыМарии Федоров - ны прошение о дозволении построить в Гатчине на Дворцовой площади ( рядом с источником электроэнергии – дворцо - вой электростанцией ) опытный образец подвесной электрической дороги , о чём есть подтверждение из архива Гатчин - ского Дворцового управления в донесе - нии Министру Двора от 9 мая 1900 года [4]. Возможно , что в Электротехниче - ской части Хозяйственного управления Министерства Императорского Двора ( МИДв ) у него были единомышленни - ки , а также вероятно , что Романов имел личное знакомство с братом царя , тогда наследником , человеком разносторон - них интересов , Великим КняземМиха - илом Александровичем . В точности подтвердить или опро - вергнуть версии не представляется воз - можным , однако можно сделать три промежуточных вывода . Во - первых , одна гипотеза не исключает другую . Во - вторых , « просто инженер в 36 лет » вряд ли мог иметь влияние настолько существенное , чтобы работать над про - ектом и подавать обоснованные про - шения высочайшим особам ; для этого так или иначе надо быть хотя бы пред - ставленным . В - третьих , таково будущее поле исследований для тех , кому инте - ресна тема и биография изобретателя И . В . Романова . Романов не был пер - вым , кто предложил подобные тех - нические решения . Известны более ранние разработки американских и французских инженеров . Вклад рос - сийского изобретателя состоит в том , что в 1897 году он закончил и презен - товал модель подвесной электрической дороги , высоко оценённой специали - стами Императорского Русского Тех - нического общества . Это и побудило конструктора заняться разработкой настоящей дороги , которую в 1900- м соорудили в Гатчине . После Октябрьской революции инженер эмигрировал в США , где и прожил до своей кончины . Изобретение родом из Гатчины В возрасте 35 лет Ипполит Владими - рович Романов впервые в России про - демонстрировал действующий образец двухместного четырехколёсного экипа - жа . По внешним данным , или форм - фактору , как сказали бы сегодня , само - движущийся экипаж напоминал кэб из викторианской Англии ( рис . 2, рис . 3).
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy