Современная электроника №4/2024
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 59 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 4 / 2024 Управление без руля и « ветрил » Электрокэб без пассажиров имел относительно небольшую весовую мас - су : всего 750 кг ( а по некоторым источ - никам – 720). Техническая часть изо - бретения сохранилась до наших дней . Управление осуществлялось с помо - щью электротяги переднего приво - да : ведущими были колёса больше - го диаметра , а водитель располагался сзади пассажирского салона , восседая выше ящика с электрическими акку - муляторами . К каждому ведущему колесу с помощью несложной меха - нической трансмиссии с цепью был подключён отдельный электродвига - тель . За такое расположение водителя относительно пассажиров изобретение Романова позиционировали кэбом . Но люди , не бывавшие в Великобри - тании , предпочитали русское назва - ние « кукушка ». Изобретение отлича - ло то , что конструкция не нуждалась в руле , привычном жителям XXI века . Водитель - кэбмен управлял самодвижу - щимся экипажем с помощью электри - ческих включателей - кнопок . Кнопки управления назывались тогда « пуска - телями ». Посредством манипуляции руками водителя « пускатель » кон - тактной группой замыкал электриче - скую цепь питания электродвигателя , обеспечивая вращение соответствую - щего колеса . Каждое ( из двух веду - щих ) колесо приводилось в движение отдельным двигателем , что позволяло отказаться от использования диффе - ренциала . При прямолинейном дви - жении электропитание подавалось на оба мотора - электродвигателя , и веду - щие колеса вращались одновремен - но . Скорость регулировалась с помо - щью блока сопротивлений - резисторов , включённых как ограничители тока в электрической цепи – от аккумулято - ра к электродвигателю . Для управле - ния было доступно девять скоростей . Снижение скорости обеспечивалось механическим тормозом рекуператив - ной системы , которая направляла энер - гию , образуемую в результате тормо - жения , обратно в батареи , в результате чего у « кукушки » Романова увеличи - вался ресурс ( пробег ). Без эксплуата - ции АКБ могли держать заряд на про - тяжении почти 100 часов . При необходимости поворота задей - ствовалось одно из колес , как в совре - менных устройствах для лиц с ограни - ченными возможностями здоровья . К слову , такой же принцип раздельного управления траками и по сей день при - меняется в гусеничной специальной технике : тракторах и военных маши - нах – прообразах танков . Хотя танк по определению вполне может быть и на колесном ходу – без гусениц - траков . Тем не менее этот же принцип зало - жен в действующую ёмкую уставную армейскую команду « правое плечо – вперед », подаваемую колонне в дви - жении , то есть для обеспечения пово - рота влево . Технические особенности В качестве перезаряжаемого источ - ника энергии была задействована акку - муляторная батарея ( АКБ ), состоявшая из отдельных « банок » со свинцовы - ми пластинами , залитых токопрово - дящим электролитом ( кислотный состав ), подключённых в электриче - скую цепь последовательно для уве - личения напряжения и мощности , и имевшая номинальное напряжение 36 В . Энергоёмкость АКБ обеспечивала движение электрокэба без перезарядки на расстоянии до 64 километров , разу - меется , в условиях идеальной дороги и равномерного движения . Это пример - но расстояние между центром Гатчи - ны с ее Коннетаблем до станции метро « Московская » в Северной столице . На практике максимальная дистанция экипажа Романова была значительно меньше , тем не менее несколько десят - ков километров новое электрическое транспортное средство преодолевало уверенно и без остановок . Лошадь как незыблемый стандарт Тяговая мощность электродвигателя составляла всего 4 л . с ., или 2,94 кВт . Причём оба параметра до сего дня используют в обозначении и описании мощностных характеристик транспорт - ных средств . В том числе вы встрети - те такие обозначения в документах на право собственности автомобиля или электромобиля . C ложились эти мно - говековые традиции ещё в конце XIX века , когда вокруг Санкт - Петербурга было несколько ипподромов и более 40 частных хозяйств с содержанием лоша - дей . Одна из сильнейших конноспор - тивных школ – родом из Гатчины . Как раньше , так и сейчас , лошади – не толь - ко элемент гужевого транспорта , кон - ный спорт , но и иппотерапия с психоло - гической разгрузкой для людей . Многие находили в лошадях удовольствие : уха - живали за лошадьми на волонтерских началах , становились берейторами , сда - вали нормы мастера спорта , получали спортивные награды ( рис . 4). Традиции КСК развиваются и теперь . Однако напомним , что обо - значение « лошадиная сила » весьма далеко по смыслу от заблуждения , будто это эквивалент запряжённой в
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy