Современная электроника №4/2024
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 60 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 4 / 2024 повозку лошади . Технически « лоша - диная сила » рассчитывается как груз весом 75 кг ( вес среднего по комплек - ции и возрасту человека ), поднятый за 1 секунду на высоту 1 метр ( рис . 5). Соответственно мощность перво - го экипажа Романова – « кукушки » – составляла 4 л . с . Это обеспечивало скорость транспортного средства от 1,6 до 37,4 километров в час . По тем временам очень большая скорость . В начале ХХ века ещё не было силовых установок и систем управления асин - хронными электродвигателями , как в современных электропоездах типа 2 СГ « Ласточка » с помощью мощных полупроводниковых элементов – уста - новок , дающих плавный ход , мягкий старт и разгон транспортного средства . Поэтому считающаяся среди наших современников анахронизмом эпо - хи конструкция И . В . Романова двига - лась « рывками » и не была технически совершенной . О механической части амортизации электрокэба на простей - ших каретных рессорах и с колесами без пневматических шин говорить не приходится . С аэродинамикой « как у товарного вагона » нужно иметь огром - ное терпение , чтобы проехать в такой повозке даже один час . Однако успехи и достижения принято сравнивать не оторванными от ситуации , а оценивать относительно своего времени . Поэто - му изобретение Романова , хоть и имело следы уже известных к тому времени европейских разработок , тем не менее для середины XIX века было « прорыв - ным » и весьма перспективным . В том числе потому , что изобретатель задей - ствовал управление не с помощью дви - гателя внутреннего сгорания , который , кстати , появился в России примерно в те же годы , а с помощью электричества . Конкуренция электродвигателя и ДВС ДВС в Европе произвели раньше . Этьен Ленуар отличился опытными разработками прототипа в начале 60- х годов , а усовершенствованный и прак - тически действующий двигатель вну - треннего сгорания создан в 1876 году Николаем Отто . Когда Генри Форд выбрал именно бензиновый двига - тель для своей революционной моде - ли , электрические и паровые автомо - били остались в прошлом . Вот почему в течение следующих 50 лет электромо - биль оставался в значительной степе - ни устаревшей технологией . Поэтому достаточно много технических сведе - ний о том , что в те годы европейские инженеры опережали отечественных . Но важно то , что свои изобретатели в России были , хотя , к сожалению , их достижениям не всегда уделяют доста - точно внимания . В Российской империи первый рус - ский автомобиль с бензиновым двига - телем построен в начале 1896 года на заводе керосиновых и газовых двигате - лей Е . А . Яковлева в Санкт - Петербурге и продемонстрирован летом того же года императору Николаю II на Все - российской промышленной и художе - ственной выставке в Нижнем Новгоро - де . Через три года инженеры Ипполит Романов и Петр Фрезе ( один из кон - структоров первого в России автомо - биля ) собрали несколько электрокэбов . Мануфактура Фрезе делала для элек - тромобиля Романова кузов и ходовую часть с подвеской . Подвеска имела ори - гинальную конструкцию , передние колеса на пружинах , задние аморти - зировались с помощью рессор карет - ного типа . Двухместный электромобиль Рома - нова был испытан в двух вариан - тах : с козырьком над пассажирами и с закрытым отапливаемым салоном . Для безопасности передвижения в сумерки и ночное время на транспорт - ном средстве установили фары . Первый прототип имел колёсную базу 1170 мм , длину кузова 2120 мм , а ширину и высо - ту 1360 мм и 2200 мм . Второй прототип был крупнее , но и ниже на 40 см . Применение лёгкого листового мате - риала для панелей и профилей кузова давало относительно невысокуюмассу . Кузов изготавливался методом прессов - ки древесины и холста , затем заготов - ка пропитывалась органическим клеем . Получался своеобразный деревопла - стик , лёгкий и надёжный . Из такого же материала во времена Организации Варшавского договора делали панели и элементы кузова автомобилей модель - ного ряда « Трабант » производства ГДР и польскую « Нису » с мотоциклетным дви - гателем . Из общего веса электромоби - ля Романова половина – 327 кг – прихо - дилась на аккумуляторы . В то же время французский аналог - конкурент с откры - тым кузовом на электротяге конструкто - ра Жанто весил почти в два раза больше . Так они продемонстрировали « аль - тернативное » – на электрической тяге – изобретение . В 1899 году в том же сотрудничестве создан первый само - движущийся электроомнибус вмести - Рис . 4. Достижения Н . Белой , судьи спортивных соревнований Рис . 5. Иллюстрация определения « лошадиной силы »
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy