Современная электроника №4/2024

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 61 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 4 / 2024 мостью 17 человек . Первый прототип автобуса – омнибус – перевозил пасса - жиров на расстояние в 60 км с макси - мальной скоростью 20 км в час – как у цирковой лошади . Под патронажем И . В . Романова на московской фабрике « Дукс » в 1902 году построен 20- местный омнибус на элек - тротяге , предназначенный для обслу - живания гостиниц . Дополнительным элементом комфорта на этот раз всё - таки стали пневматические шины . На рис . 6 представлен вид омнибуса Рома - нова . Омнибус – многоместная повозка изначально на конной тяге , обществен - ный транспорт второй половины XIX века . Из отличительных черт омнибу - са Романова – остеклённый кузов с дву - мя площадками . Внутри салона вдоль стен были расположены скамейки для пассажиров . В передней части кузова располагались приборы управления и водитель , вторая часть предназнача - лась для кондуктора . Посадка пассажи - ров выполнялась через задние двери . В движение машину приводили 44 бата - реи , размещённые в 8 ящиках в задней половине кузова . Автономный ресурс хода составлял 64 версты ( около 68 км ), что было очень неплохо для своего вре - мени [2]. Омнибус снаряжённой мас - сой 1,6 тонны комплектовался двумя двигателями совокупной мощностью 12 л . с . Они позволяли разгоняться до 11 км / ч и двигаться задним ходом . Мяг - кая подвеска с эллиптическими рессо - рами и дополнительными винтовыми пружинами обеспечивала плавный ход . Колёса с резиновыми покрышками вра - щались на шарикоподшипниках . Транс - порт также оснащался электропрожек - тором , сигнальными фонарями , а также звонковым устройством для подачи сиг - нала . На рис . 7 представлен вид омнибу - са на электротяге более поздней версии с органами управления , приближённы - ми к нашему традиционному воспри - ятию . А в 1900 году с участием И . В . Рома - нова провели испытания монорель - совой дороги на электротяге в Гатчи - не ( рис . 8). Подвесная монорельсовая электрифицированная дорога Электрическая монорельсовая желез - ная дорога Романова , разрабатывавша - яся с участием инженеров Кошкина , Фрезе и других , представляла собой следующую конструкцию . Решётчатая металлическая , проводящая электриче - ский ток , путевая балка – главный опор - ный элемент дороги – была подвеше - на на Г - образных решётчатых опорах . На балку устанавливались две двухос - ные ходовые тележки , к которым на пру - жинных амортизаторах подвешивался типичный трамвайный вагон . Его теле - жка сконструирована так , что она охва - тывала балку с трёх сторон . На верхней площадке закреплялся электродвига - тель постоянного тока с номинальным напряжением 100 В и мощностью 6 кВт , а также ходовые и бегунковые колёс - ные пары . На боковых поверхностях тележки горизонтально одно над дру - гим были установлены по два направля - ющих колеса . Благодаря такой конструк - ции тележка надёжно удерживалась на балке . За счёт выбора малого диаметра ходового колеса – 12 см – скорость тележ - ки не превышала 15 км / ч , а вес вагона – 100 пудов (1638 кг ), с грузом ( балласт ) – 200 пудов , высота от земли до днища вагона – 75 см . Питание электромото - ров осуществлялось от контактного про - вода , уложенного на изоляторах вдоль путевой балки . Заземлением служила сама балка . Линию монорельса длиной пример - но 200 метров проложили на участке между Гатчинским дворцом и Балтий - ским вокзалом по прямой , но на кон - цах оборудовали поворотными коль - цами . Испытания начались 29 июня 1900 года и показали , что вагон двигал - ся плавно , без рывков . Вдохновлённые успехом конструкторы в последующие два года разработали проекты моно -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy