Современная электроника №8/2024

РЫНОК 45 WWW.SOEL.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 8 / 2024 Рис. 1. Часть цеха по производству моноблоков завода в Ессентуках первые места по продажам делили между собой бренды Samsung (24%) и Xiaomi (24%), на третьем месте был Realme (21%), на четвёртом Tecno (11%) и пятым шёл Apple (10%) [2]. Примеры в России Итогом многопрофильной работы в России стал запуск в 2023 году соб - ственной торговой марки EcoPower, занимающейся производством моно - блоков, мини-ПК, полноразмерных компьютеров, мониторов, источни - ков бесперебойного питания, то есть всех сегментов клиентоориентирован - ных решений. К примеру, мониторы EcoPower – сегодня довольно извест - ная марка во многих регионах Рос - сии. Оборудование и РЭА, выпускае - мые EcoPower, частично собраны в России. Чтобы официально признать результаты производства российской импортозамещённой продукции, надо не только построить «серийный кон - вейер» – завод со сборочной линией и запустить собственное производство из российских комплектующих, но и пройти проверки Министерства про - мышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг) с получени - ем сертификата о признании обору - дования соответствующим импорто - замещённому продукту. Следующий шаг – регистрация собственного рос - сийского ПО. Две записи в реестрах Минпромторга и в Минцифры позво - ляют любому отечественному пред - приятию стать де-юре производите - лем импортозамещённой продукции. Зависимость от китайских комплекту - ющих, наоборот, высока. Материнские платы делаются из китайской компо - нентной базы, но такая материнская плата, собранная на территории Рос - сии из частично китайских компо - нентов, считается платой российского производства. Есть реестр российской радиоэлектронной продукции, где перечислены компании-производи - тели, чей продукт считается россий - ским и может поставляться в государ - ственные учреждения. Чтобы попасть в реестр, сборка техники на 100% долж - на производиться на территории Рос - сии, компонентная база – по большей части российского производства, при - чём с каждым годом повышаются тре - бования к процентной составляющей комплектующих внутри устройства. Об этом будем говорить и далее. Портрет типового клиента – про - мышленник сегмента В, В+, А–. К при - меру, УЗГА, «Турбинный завод», кон - церн «Уральские локомотивы», торговые сети «Верный», «Монетка», в банковской сфере – «Промсвязьбанк» и многие другие. В целом удалось реа - лизовать более 1500 проектов по всей России. В успехе таких компаний несколь - ко слагаемых. Во-первых, они быстро переориентировались на отечествен - ных поставщиков и производителей, а также на параллельный импорт. Столкнулись с рядом сложностей, связанных со стрессовыми фактора - ми работы на новом волатильном (неуправляемом, чётко непредсказу - емом) рынке, нестабильностью про - гнозов. Как вариант выхода из зоны стагнации было принято решение о развитии внешней экономической деятельности. Тем не менее быстрый рост произ - водства возможен только на заёмном капитале частных инвесторов, банков - ских займов, субсидировании произ - водства. А пока ведущие компании не столько нацелены на удовлетворе - ние розничного покупателя, сколько вкладывают инвестиции в развитие и узнаваемость отечественного бренда. Но самая большая проблема – кадры и кадровый голод относительно ком - петентных сотрудников. Изменения в этой сфере делают чувствительным весь российский рынок производства РЭА и решений ИТ. Выход есть благода - ря комплексному подходу с формиро - ванием внутреннего (на предприятии) кадрового резерва профессионалов. Помогают комплексные аттестации, личные беседы, направленные на повышение уровня надпрофессио - нальных навыков, формирование кар - ты индивидуального карьерного раз - вития сотрудника, восстановление и совершенствование института настав - ничества на местах, помощь в адап - тации, поощрения инициативным и саморазвивающимся специалистам, оплата курсов повышения квалифи - кации. К таким реалистичным идеям подтолкнула сама жизнь, в частности практика привлечения сотрудников для удалённой работы, находящихся в разных регионах большой страны. В свою очередь, к этим решениям для работы формата хоум-офис и без суще - ственного изменения образа жизни сотрудников подтолкнула пандемия коронавируса. Чтобы система мотива - ции сотрудников работала устойчиво и слаженно, предприятие должно обе - спечить настроенные бизнес-процес - сы, чтобы предложить работу таким специалистам, к примеру, через авто - матизацию задач и проектов в CRM. Сегодня отделы разработчиков и тех - нологов современного предприятия используют труд сотрудников от Кали - нинграда до Владивостока, причём на взаимовыгодных началах, а электрон - ные средства безопасной передачи и обмена данными способствуют разви - тию и профессиональной удалённой коммуникации. Импортозамещение и перепрофилирование компаний Перепрофилирование, в том чис - ле частичное, – довольно типичный тренд среди российских компаний,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy