Современная электроника №1/2025
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 48 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 1 / 2025 канала. Как утверждают разработчики, производимое воздействие на кожный покров вовсе не болезненное: часто- та импульсов 120 Гц, ширина импуль- са менее 1 миллисекунды, сила тока от 4–6 мА [2]. Решение действительно инновационное и даже ещё не про- шедшее испытания, но функционал уже можно описывать и обсуждать. Российская компания Neiry совмест- но с НМИЦ ПН имени В.М. Бехтерева в январе 2024 года представила новую разработку: наушники-вкладыши со стимуляцией блуждающего нерва вну- три ушного канала [2]. На рис. 10 пред- ставлен внешний вид инновационных наушников Headphones Lite. На рис. 11 показан вид инновацион- ных наушников с обозначением основ- ных функциональных модулей. На рис. 12 – стимулирующие наушники в действии на голове человека. Что в итоге, или Несовершенство нейросетей Говоря о конкретном приборе (выше), понятно, что в отдельный момент времени пользователь будет «вовлечён» или «расслаблен» либо в переходном состоянии. То же касается разницы между диагностированным электронным способом состоянием «релаксации» или «мозгового штурма» при работе. И тут возникает вопрос: зачем такое электронное устройство человеку (кроме прочего, цена поч- ти 70 тыс. рублей). Не избыточно ли, если здоровый человек в принципе сам может контролировать состоя- ния посредством ощущений и сигна- лов тела? И тут мы подошли к самому интересному. Все современные устрой- ства высоких технологий, от интеллек- туальных часов с диагностикой пуль- са до рассмотренного выше тестера эмоционального состояния, по сути, лишь дополняют реальность техни- чески. Можно получить эстетическое наслаждение от прослушивания ауди- окниги или музыки, в том числе через наушники, но мир ещё не знает слу- чаев, чтобы с помощью ИИ человека можно было вылечить или сделать счастливым. Познакомить с кем-то, предложив типичный выбор партнёра по заданным параметрам, – это давно умеют электронные формы сайтов зна- комств. Но сделать счастливым чело- века нейросеть пока не может. Кому-то может быть интересно наблюдать за своей нагрузкой с помо- щью умных электронных устройств, выдающих вполне конкретные циф- ры после диагностики, и сопостав- лять цифровые данные с внутренними ощущениями. Или, скажем, отсылать их в другую точку мира дипломиро- ванному специалисту-врачу для рас- шифровки и интерпретации. Можно даже сохранять эти данные в сервер- ном облаке применительно к реаль- ному времени, строить графики, ана- лизировать динамически меняющееся состояние организма. Но что с этим делать дальше – непонятно. Возмож- но, решение придёт уже в следующих поколениях. Глобальный рынок интерфейсов «мозг–компьютер» (BCI) оценивается примерно в $1,8 млрд. За 10 будущих лет прогнозируют его троекратный рост. Только в России рынок ожи- дает рост объёма к 300 млрд рублей к 2030 году. Причём большая часть рынка придется на Wellness-, Edtech- и Sextech-сегменты. Фирмы Neiry (Gel), Muse, Emotiv, NextMind, Neurosity и дру- гие компании-производители умных гаджетов с ИИ являются первопроход- цами с большой перспективой разви- тия, но на массовую аудиторию пока не вышли. Пока по статистике фирмы- производителя 2023 года 321 клиент Neiry регулярно проходил тренинги, а среднее время, которое пользователь проводит с закреплённым на голове BCI, составляет 1 час 28 мин в день [16]. Таким образом, устройство с ИИ созда- ёт ещё одну (кроме прочих человече- ских) привычку и зависимость, увле- кающую пользователя в мир «техно», подальше от реального общения, очной и непосредственной комму- никации с другими одушевлёнными существами. В транспортной сфере устройства с ИИ пока тоже не безупречны. Во вре- мя подготовки статьи в СМИ опубли- ковали новость о том, что «в Санкт- Петербурге “умный” ретро-трамвай “Довлатов” совершил наезд на пеше- ходов: не сработала система торможе- ния». Трамвай оборудован системой искусственного интеллекта компании Cognitive Technologies, но, по утвержде- нию разработчиков, она не была акти- вирована [2]. Возможно, в дело вме- шался «человеческий фактор». А что касается графических и дизайнер- ских возможностей, нейросети при- носят значительную пользу и в этой отрасли тоже. На рис. 13 представлен вид городского трамвая, дизайн кото- рого разработан в том числе с помо- щью нейросети. Рис. 11. Вид инновационных наушников с обозначением основных функциональных модулей Рис. 12. Стимулирующие наушники в действии на голове человека
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy