Современная электроника №1/2025

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 51 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 1 / 2025 Нейросети уместно использовать в здравоохранении, промышленной безопасности, маркетинговых иссле- дованиях, профориентации и других областях [4, 8]. Есть ещё много людей, которые (кроме формального уровня) не научились общаться. В данном кон- кретном случае нейросети для них – то же обучение. На рис. 15 представлена иллюстрация возможностей и уровней развития нейросетевых технологий в разных сферах жизни. Ностальгия связана с тем временем, когда будущее воспринималось много- обещающим. Особенности линейного восприятия мира: в прошлом – гуже- вой транспорт, в будущем – косми- ческие корабли. С ХХ века летающие корабли уже есть, как и космические туристы, анонсирована даже програм- ма «космических завтраков»: это ког- да можно слетать почти в космос на пару часов, позавтракать и вернуть- ся. Завтрак или ужин в космосе реа- лизуется с помощью «космического воздушного шара» – капсулы, напол- ненной газообразным водородом. Она управляемая, может поднимать- ся на несколько часов в стратосферу с 6–8 туристами на борту, а потом спу- скаться вниз. Капсула поднимется на высоту 30 километров над уровнем моря, то есть не дотягивает до линии Кармана, признанной в международ- ном сообществе границей космоса (100 километров от поверхности пла- неты Земля). Но даже при этом Землю туристы увидят примерно такой же, как космонавты с МКС. И восход Солн- ца из-за горизонта Земли тоже смогут понаблюдать. В капсуле есть многое для комфортного путешествия: Wi-Fi, зона отдыха, бар и туалет с удобства- ми. Подробнее о проекте в [18]. А когда всё ясно, всё уже изобретено и техни- чески предсказуемо – тут и начинает- ся упадок сил, стремиться не к чему. Нужны новые прорывные технологии. На рис. 16 представлен «корабль для завтрака в космосе», а на рис. 17 – его внутренние покои. В чём польза спасительного искусства? Одна из современных проблем соци- ализации и общения в том, что люди не видят будущего, перспектив. На бытовом уровне всё понятно: сегод- ня можно управлять электронным устройством почти из любой точки мира, но каких-то удивительных пер- спектив явно недостаёт. Образно гово- ря, не хватает братьев Стругацких с их «Пикником на обочине». Нужно искус- ство во всех его проявлениях, литера- торы, опережающие время. Понятно, что их объявят выскочками, но верно и то, что «трагические концы заставля- ют задумываться»; именно это и надо – чтобы оставаться человеком. Инте- ресный факт: в 1863 году Жюль Верн написал книгу «Париж в XX веке», в которой описал автомобиль, небо- скрёбы, факс и электрический стул. Издатель вернул ему рукопись, обо- звав в запальчивости «идиотом». Сегодня примерно то же. Нам кажет- ся, что всё уже изобретено и в той или иной форме существует (формы могут совершенствоваться со временем), сле- дующий шаг в развитии эволюции и прогресса предсказуем. Это всё и упро- щает, и усложняет одновременно. Не к чему стремиться в глобальном мас- штабе. Вот почему нужны такие тех- нологии, которые способны дарить людям эмоции. К примеру, то, о чём говорилось выше и в [18]. Ценность работ, созданных с исполь- зованиемИИ и реальных людей, разли- чается. Профессионала всегда видно, его можно отличить по стилю, будь то спор- тсмен (по походке ижестам) или автор контента. Всегда есть слова-маркеры, присущие автору, есть особенности в построении фигур речи, применении деепричастных оборотов и др. Можно давать прогнозы, что смогут нейросети будущего, но сейчас, в 2024 году, даже будучи «самообучаемыми», они пока ещё не достигли уровня полной заме- ны интеллекта человека; по крайней мере, профессиональные издательства и СМИ в своих публикациях не поль- зуются текстами, сгенерированны- ми нейросетью. Более того, продукты нейросети, к примеру, тот же текст на тему радиотехники и электроники, не пройдут через редакторские фильтры; результат (продукт) ИИ пока ещё мож- но выявлять и диагностировать среди прочего контента. И это правильно. Главное – смысл. Ибо если (гипотети- чески) унести из музея «Квадрат» Мале- вича, то сторож за ночь сможет нарисо- вать новый, и подмену не сразу заметят. Но мы говорим о смысле. Сам квадрат ничего не стоит. А эмоции, пробуж- дённые искусством, – вот что действи- тельно важно. Искусство, по авторско- му определению, – это невозможность точной повторяемости опыта. Человеческий мозг так устроен: постоянный поиск новых решений иногда посредством упрощения и фор- мализации старых. Так вот, задачу фор- мализации в любой сфере ИИ быстро и результативно решит, а человеческого тепла в свой продукт не добавит. Недо- сказанность, намёк – это примерно то же, что «водяные знаки» для тепереш- ней нейросети. Они не предусмотрены, а потому не распознаются. Можно нау- чить ИИ распознавать. Но как научить чувствовать – вот глобальный вопрос. Рис. 16. Внешний вид воздушного шара и капсулы для полёта к границе космоса Рис. 17. Вид внутри капсулы для полёта к космосу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy