Согласно заявлению компании, новая платформа Super E-platform позволяет зарядным устройствам BYD добавлять до 250 миль (около 400 км) запаса хода всего за 5–8 минут (по оптимистичному циклу CLTC). Это стало возможным благодаря 945-вольтовой электрической архитектуре и зарядным устройствам мощностью 1000 кВт — в четыре раза мощнее, чем нынешние 250-киловаттные зарядные станции Tesla. Они могут пополнять запас хода со скоростью 2 км (1,2 мили) в секунду. Для сравнения, современные электромобили с самой высокой мощностью зарядки, например Lucid, используют 800- или 900-вольтовые системы.
Технология сверхбыстрой зарядки дебютирует на новых моделях BYD — седане Han L и внедорожнике Tang L. Базовая цена Han L составляет около 37 300 долларов США, а Tang L — около 38 700 долларов. Полностью электрические версии уже доступны для предварительного заказа, но пока не в США.
Силовая система Super E-Platform включает лопастные батареи (Blade Battery), высокопроизводительные электродвигатели и новейшие силовые чипы из карбида кремния (SiC), работающие с напряжением до 1500 В. Литий-железо-фосфатная (LFP) батарея Blade поддерживает скорость зарядки до 10C, что позволяет пополнять запас хода на 2 км в секунду.
Что такое C-rate? C-rate — это показатель скорости зарядки аккумулятора. Например, C-rate 1C означает, что батарея полностью заряжается за 1 час, а 10C — за одну десятую этого времени.
На данный момент только два электромобиля BYD оснащены аккумуляторами, способными принимать зарядку мощностью 1000 кВт. Для сравнения, зарядные станции уровня 3 (быстрая зарядка постоянным током) обычно работают в диапазоне 200–1000 В, а Tesla Supercharger ограничен 500 В.
Обе модели, Han L и Tang L, оборудованы мощными высокооборотистыми электродвигателями. Задний двигатель достигает 30 511 об/мин — рекордный показатель среди серийных электромобилей. Максимальная мощность составляет 778 л.с. (586 кВт), что позволяет разгоняться до 100 км/ч за 2,7 секунды (Han L) и 3,6 секунды (Tang L). Заднеприводные версии обладают мощностью 671 л.с., а полноприводные — 1084 л.с. (с передним двигателем на 308 л.с.).
LFP-батарея емкостью 83,2 кВтч в RWD-версии Han L обеспечивает запас хода более 430 миль (по CLTC).
Сеть сверхмощных зарядных станций
В Китае планируется построить сеть из более чем 4000 зарядных станций Super-E. Эти станции будут оснащены накопителями энергии, что позволит использовать зарядку мощностью 1000 кВт даже в регионах с ограниченной мощностью электросети.
BYD разработала новое поколение силовых чипов SiC, которые выдерживают напряжение до 1500 В. Однако из-за высокой мощности такие зарядные устройства требуют подключения к надежной электрической сети, что может ограничить их установку.
Испытания показывают, что аккумуляторы BYD способны принимать 600 кВт даже при 90% уровне заряда (SOC), тогда как большинство зарядных станций снижают мощность на этом этапе для защиты батареи.
Хотя долгосрочное влияние постоянной быстрой зарядки на срок службы аккумуляторов остается под вопросом, технология Blade от BYD использует LFP-батареи, которые лучше переносят экстремальные температуры и нагрузки.
Конкуренция в сегменте сверхбыстрой зарядки
Китайские компании Zeekr, CATL и Nyobolt также активно развивают технологии быстрого заряда. Zeekr открыла более 500 станций быстрой зарядки в Китае (800 В) и планирует запустить свыше 10 000 сверхбыстрых зарядных станций к 2026 году.
Nyobolt продемонстрировала батареи, способные заряжаться на 80% за 4,5 минуты (с зарядным устройством 350 кВт), обеспечивая запас хода 120 миль. Аккумуляторные модули охлаждаются с помощью жидкостной системы, удерживая температуру ниже 60°C.
В апреле 2023 года CATL представила батарею 4C Shenxing Plus, которая заряжается на 400 км всего за 10 минут. Shenxing Plus достигает плотности энергии 205 Втч/кг, что позволяет электромобилям преодолевать более 1000 км на одном заряде.
Благодаря этим инновациям электромобили становятся все ближе к бензиновым аналогам по удобству использования, а развитие зарядной инфраструктуры ускоряет массовое принятие электрического транспорта.
Если вам понравился материал, кликните значок - вы поможете нам узнать, каким статьям и новостям следует отдавать предпочтение. Если вы хотите обсудить материал - не стесняйтесь оставлять свои комментарии : возможно, они будут полезны другим нашим читателям!